Научно-популярный сайт об искусстве и творчестве с позиций идей Живой Этики


Агни Йога (Живая Этика)

1. Согласно Живой Этике, в основе Мироздания лежит материя, понимаемая в самом широком смысле. Она включает как те формы материи, которые изучаются современной наукой, так и более тонкие формы, которые науке пока не известны. Мир развивается по Космическим Законам, изучение которых является важнейшей задачей человечества. В развитии Вселенной принимает участие Космический Разум, частью которого является человечество Земли. 2. Известно, что существуют три основные формы познания: научное, религиозное и художественное. Живая Этика придает большое значение религии в истории человеческого общества, однако основную роль на современном этапе она отводит науке. «Мир будущий, мир высший, — писала Е.И.Рерих, — грядет в доспехе лучей лабораторных. Именно лаборатории укажут на преимущество высшей энергии и не только установят превосходство психической энергии человека над всеми до сих пор известными энергиями, но будет уявлена наглядная разница в качестве ее, и, таким образом, значение духовности будет установлено в полной мере. Познание высших законов подчинит технику духу, и отсюда утвердится и познание высших целей, которое поведет к преобразованию всей материальной природы. Преображенная природа, преображенный дух народа подскажет и новые лучшие формы устроения жизни» (Письма Елены Рерих. 1929–1938. Рига, 1940. Т.2. С.219). Согласно Живой Этике, область науки не может ограничиваться изучением «косной» материи и «живого вещества» (или биологических объектов), она должна включать исследование мысли, сознания, души (психеи), психической энергии, проблемы бессмертия и смысла жизни, которые ранее относились к сфере религии. Не только физические, но и психические, духовные явления должны стать предметом изучения науки. Эти идеи Живой Этики близки к программе Тейяра де Шардена, который считал, что «удовлетворительное истолкование универсума, даже позитивистское, должно охватывать не только внешнюю, но и внутреннюю сторону вещей, не только материю, но и дух. Истинная физика та, которая сумеет включить всестороннего человека в цельное представление о мире». (Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.: Наука, 1987 . С.40). Конечно, наука сможет выполнить свою роль в эволюции человеческого общества только в том случае, если она сама претерпит существенные изменения. Она должна смело отбросить устаревшие догмы, стать более открытой и более одухотворенной. Науке предстоит проникнуть за пределы физического плана, в миры тонких энергий, в иные измерения многомерного психодуховного пространства. Расширяя сферу деятельности науки, Живая Этика придает основное значение опытному познанию. «Надо собирать все факты, еще не вошедшие в элементарные учебники, — писал Н.К.Рерих. Надо нанизать эти факты с полнейшей добросовестностью, не презирая и не высокомерничая» (Рерих Н.К. Обитель Света. М.: МЦР, 1992. С.17). Что касается художественного познания мира, то, согласно Живой Этике, роль его будет возрастать

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9