Научно-популярный сайт об искусстве и творчестве с позиций идей Живой Этики

Е.П.МАТОЧКИН. Н.К.РЕРИХ И ВЫСШАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ДРЕВНЕГО ИСКУССТВА. | Живая этика и искусство


Из материалов Международной общественно-научной конференции 1998 г. «Искусство как способ познания».

Н.К.РЕРИХ И ВЫСШАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ДРЕВНЕГО ИСКУССТВА

Е.П.МАТОЧКИН

кандидат искусствоведения,
Новосибирск

Человечество издревле стремилось понять окружающий мир и пыталось познать не только видимую предметность, но и прозреть ту реальность, которая скрыта за ней и которая так явственно вторгалась в его духовную жизнь. Она находила свое отражение в мифопоэтическом сознании древних, в их синкретичном творчестве, в античной натурфилософии. Она волновала человечество и в более позднее время, когда искусство и религия были отделены от науки, а физика – от метафизики. Рациональное материалистическое познание добилось в своем развитии немалых успехов, однако оно всё дальше отдалялось от проблем человеческого духа. Как бы в противовес этому бездушному позитивистскому мышлению во второй половине XIX века в литературе и искусстве Западной Европы зародилось новое направление – символизм.
В основе этого течения лежала идея двойственности мира, устремленность к трансцендентной красоте высшей реальности, постигаемой интуитивным, поэтическим вдохновением и находившей свое отражение в «многомерных» художественных образах. Живописцами первой символистской волны были Пюви де Шаванн, Одилон Редон и Гюстав Моро во Франции, Арнольд Беклин и Ганс фон Марэ в Германии. Огромное влияние на всю европейскую культуру – и более всего в России – оказал бельгийский символист-драматург Морис Метерлинк.
Отцом русского литературного символизма принято считать Владимира Соловьева – неординарного поэта и философа, выдвинувшего концепцию Всеединства и проповедовавшего идеи «соборной общности». Символизм в литературе и искусстве России, хотя и возник позднее, чем в Западной Европе, однако протекал более ярко и интенсивно, охватывал более широкие духовные горизонты и во многом смыкался с исканиями научной и художественной мысли, получившими теперь общепризнанное название русского космизма. По словам Валерия Брюсова, одного из талантливейших поэтов начала века, образ окружающего мира был для символистов «только окном в бесконечность»1.
Среди художников-символистов России прежде всего следует назвать Михаила Врубеля, Виктора Борисова-Мусатова, Павла Кузнецова, Кузьму Петрова-Водкина, и, конечно же, Николая Рериха. Насаждаемая в советский период идеологизация искусства фактически прервала развитие живописного символизма. И только Рерих до конца своих дней оставался верным ранее избранному пути и как никто из мастеров его круга смог, кажется, довершить в своей жизни все, о чем мечтали в свое время основатели символизма, – быть жрецами и пророками, отдать свой талант «пересозданию жизни», «пересозданию человечества»2.

Похожие сообщения:

  • Нет похожих сообщений.
Четверг, сентября 9, 2010

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Вы можете оставить комментарий.

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.