Научно-популярный сайт об искусстве и творчестве с позиций идей Живой Этики

Н.В.Тютюгина. Гималайские этюды Н.К.Рериха | Живая этика и искусство


ГИМАЛАЙСКИЕ ЭТЮДЫ Н.К.РЕРИХА

Н.В.ТЮТЮГИНА.
искусствовед, старший научный сотрудник
Художественного музея им. М.В.Нестерова,
Уфа

Гималайские этюды Николая Константиновича Рериха – уникальное явление в мировом искусстве. Ощутить их воздействие на зрителя помогли передвижные выставки, организованные общественным музеем имени Н.К.Рериха.
Хочу сказать несколько слов о самой идее таких выставок. Ведь она, по сути дела, возрождает более чем столетней давности традицию русского искусства, когда художники-передвижники организовывали первые выставки по городам России для просвещения народа. В начале XX века передвижные выставки, в основном, начинают ориентироваться на Запад, знакомя с русскими художниками прежде всего страны Европы. И, наконец, эта идея получает новую жизнь благодаря созданию общественного музея имени Н.К.Рериха. Разве может какой-либо государственный музей России, где стремление к сохранению сокровищ до сих пор никак не может гармонично соединиться с необходимостью просвещения собственного народа, которому эти сокровища принадлежат, сравниться по размаху своей выставочной деятельности на территории нашей страны и ближнего зарубежья с общественным музеем имени Н.К.Рериха? А резонанс этих передвижных выставок велик. Они востребованы уже несколько лет подряд, несмотря ни на какие финансовые трудности.
Весной 1996 года в Уфе в Художественном музее им. М.В.Нестерова состоялась выставка «Гималайские этюды Николая Рериха». Воздействие на зрителя было удивительным. Люди стояли в очереди от первых до последних дней, чтобы попасть на экспозицию, размещенную всего в двух маленьких залах и состоящую из небольших по размеру работ под общим названием «Гималайские этюды». Старожилы не помнили подобного столпотворения в музее уже лет двадцать.
Какой же магнит притянул зрителя именно к этой выставке? Скептик тут же ответит: столько шуму вокруг имени Рериха, столько разговоров ведут о нем поклонники художника, и будет прав: и разговоры ведутся, и суеты предостаточно. Но это совсем не объясняет, почему именно сейчас, в годы нищеты и материальных проблем, в годы разрушения вековых устоев и ломки старой государственной системы российским людям так близки извечные мысли о Красоте, о неисчерпаемой духовной мощи человека, о его высоком предназначении, мысли, которые пером и кистью запечатлевал Н.К.Рерих. Чем же они так притягательны? Может быть, на этой выставке мы являемся свидетелями продолжающегося «сдвига» народа, о котором писал художник еще в 1916 году, называя его «подвигом», и она вновь и вновь напоминает нам, что не хлебом единым жив человек?

Волнением весь расцвеченный
Мальчик принес весть благую.
О том, что пойдут все на гору.
О сдвиге народа велели сказать.
Добрая весть, но, мой милый
Маленький вестник, скорей
слово одно замени.
Когда же ты дальше пойдешь,
ты назовешь твою светлую
новость не сдвигом,
но скажешь ты:
подвиг!

Похожие сообщения:

  • Нет похожих сообщений.
Среда, сентября 29, 2010

Страницы: 1 2 3 4 5

Вы можете оставить комментарий.

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.