Научно-популярный сайт об искусстве и творчестве с позиций идей Живой Этики

Л.В.Короткина. «Камень мудрости» – космический образ в творчестве Н.К.Рериха. » Живая этика и искусство


«КАМЕНЬ МУДРОСТИ» – КОСМИЧЕСКИЙ ОБРАЗ В ТВОРЧЕСТВЕ Н.К.РЕРИХА

Л.В.Короткина

кандидат искусствоведения,
Санкт-Петербург

В литературе о Н.К.Рерихе господствует утверждение, что художник, интересуясь культурой стран Востока, основательно познакомился с памятниками искусства Индии, Монголии, Тибета и, главным образом, Индии лишь в зарубежный период жизни и тогда же отразил их в своем творчестве. В литературе упоминались написанные в России сказки «Девассари Абунту», «Граница царства», а также картины на эти сюжеты, затем шли «Заповедь Гайятри» и поэма «Лаухми-Победительница». Это работы 1905, 1908 и 1916 годов. Таким образом, согласно установившемуся мнению, тема Индии вошла в творчество Рериха в 1905 году.
Однако выясняется, что это не так. Уже в 1904 году художник приступил к работе над огромным полотном, главной темой которого стал важнейший символ тибетских, монгольских и индийских легенд – Камень мудрости, иначе – Сокровище Мира. Рерих поместил его изображение в центральной части картины «Сокровище Ангелов»1. Эта картина никогда не воспроизводилась в цвете и не исследовалась.
Впервые картина «Сокровище Ангелов» экспонировалась в Петербурге на выставке, устроенной известным художественным критиком С.К.Маковским в 1909 году. Выставка располагалась в помещении Меньшиковских комнат Первого кадетского корпуса на Васильевском острове. Экспонентами были художники различных направлений, что отвечало задаче, поставленной перед собой устроителем – всесторонне показать современную русскую живопись; были представлены работы Д.Д.Бурлюка, И.И.Левитана, В.В.Кандинского, В.А.Серова, В.И.Сурикова и многих других. Рерих дал на выставку сорок четыре работы, среди которых были картины «Бой», «Илья Пророк», «Славяне на Днепре», «Песнь о викинге», пейзажи Финляндии, Италии и Германии, ряд театральных эскизов. Особый интерес общественности вызвала картина, полное название которой – «Сокровище Ангелов (часть эскиза стенописи усыпальницы)». Она была воспроизведена в журнале «Огонек», помещавшем обязательные обзоры выставок. В заметке о выставке говорилось: «Особенное внимание обращает на себя обширный отдел картин и этюдов Н.К.Рериха <…> Среди почти пятидесяти полотен Н.К.Рериха, украшающих выставку «Салона», ярко выделяется известная, обширная композиция «Боя», приобретенная за 5000 рублей московскою Третьяковскою галереей. Такой же своеобразностью отличается и огромное панно «Сокровище Ангелов», воспроизводимое в настоящем нумере «Огонька»2. Далее сообщалось: «Воспроизводим отклики художников на наше приглашение добавить пояснительный автограф к их картинам». По просьбе редакции Рерих объяснил сюжет «Сокровище Ангелов» так: «Общее содержание моего эскиза для стенописи усыпальницы «Сокровище Ангелов»: ангелы стерегут драгоценный краеугольный Камень мироздания, в котором заключено и добро, и зло, – символы чего начертаны на Камне»3. Так впервые в творчестве Рериха появилась тема «камня мудрости» – таинственного, сакрального предмета.
В 1904 году Рерих выполнил эскиз к этой картине под названием «Архангел», принадлежавший княгине М.К.Тенишевой; в сборнике «Рерих» (1916, под ред. В.Н.Левитского) он воспроизводится как «Эскиз к «Сокровищу Ангелов»». Впервые он был помещен в журнале «Золотое руно»4. В эскизе представлен архангел, стоящий у «древа жизни». Вскоре Рерих завершил огромное, почти 12 кв.м., полотно, названное им «Сокровище Ангелов (часть эскиза стенописи усыпальницы)». В картине на первом плане помещена композиция – архангел у «древа жизни». Рядом с архангелом возвышается Камень, испещренный таинственными знаками и сияющий синим светом. На Камне изображено Распятие.
Поэт Вольфрам фон Эшенбах в поэме «Парсифаль» ввел мотив драгоценного Камня, источника творческих сил, мудрости и блаженства. В этом произведении поэт обратился к старинной легенде о Святом Граале: по преданию Иосиф Аримафейский собрал в чашу кровь Иисуса Христа5. Интересно отметить, что основной темой поэмы Вольфрама Эшенбаха является не чаша, а Камень, принесенный ангелами на землю и «обладающий чудесной силой»6. Согласно преданию, Камень находится на священной горе, куда нет входа недостойным. Известно, что легенда о Камне восходит не к средневековью, а к еще более древним временам и пришла в Западную Европу из глубин Азии. Предположительно, о «Камне мудрости» было известно не только в Монголии, Индии и Тибете. В легендах говорится, что частичкой Камня владел царь Соломон. В «Откровении» св. Иоанна Богослова также упоминается некий магический Камень: «Побеждающему дам вкушать сокровенную Maнну и дам ему белый Камень, и на Камне написанное новое имя, которое Никто не знает, кроме того, кто получает»7.
Возникает вопрос: знал ли Рерих эту легенду до своих экспедиций по Монголии, Тибету и Индии? Вопреки распространенному в литературе утверждению, что художник познакомился с легендой о Камне лишь в Индии, можно смело сказать, что он знал ее уже в Петербурге. Существует целый ряд источников, которые позволяют сделать такой вывод.
В 1890–1891 годах наследник Российского престола, будущий император Николай II совершил путешествие по странам Востока на яхте «Память Азова». Путь шел из Греции и Египта в Индию. Посетив ряд индийских городов, в их числе Мадрас, Калькутту, Бенарес, и остров Цейлон, путешественники направились в Сингапур, Бангкок и Японию. Наследника сопровождал востоковед князь Э.Э.Ухтомский8. Во время путешествия им была собрана большая коллекция произведений искусства, отражающего религиозные верования народов Индии. В 1893 году в залах Зимнего дворца была устроена общедоступная выставка предметов буддийского культа, привезенных князем Э.Э.Ухтомским из путешествия. Был издан каталог с перечислением всех представленных предметов, в том числе и многочисленных даров, преподнесенных во время путешествия наследнику9. Об этой выставке, широко познакомившей русскую общественность с буддийским искусством, никогда не упоминали исследователи.
В 1893–1897 годах вышли из печати изданные в Лейпциге три прекрасно иллюстрированных тома с текстом князя Э.Э.Ухтомского, где подробно описывалось путешествие. Основное внимание автор уделил предметам религиозного культа, изучению сходных черт в верованиях буддийского населения России с буддистами Индии, Китая и Бангкока, а также высказал мысль о необходимости изучения «таинственной культуры Тибета с исходящим от него мистическим светом»10. В книгах – что самое главное – помещены фотографии памятников культуры и связанные с ними легенды. В частности, среди предметов, привезенных в Петербург, значится: «Драгоценность Чиндамани» и дается ее описание: «В месте, где бывает драгоценность Чиндамани, не бывает болезни и безвременной смерти: она исполняет всякое пожелание и своим видом служит к развлечению Всемирного Царя; «Морин-Ирдыни» – драгоценная лошадь, на спине которой водружена драгоценность Чиндамани. Она обладает способностью избавить всякого едущего на ней от всевозможных страхов, быстра как ветер и скоро пробегает громадные пространства. Происхождение этих предметов восходит к глубокой древности». В книге также помещены среди фотографий статуэток различных божеств – фигура Авалокитешвары, «хранителя от Зла» – и Майдари, о котором говорится: «Так называют монголы древнеиндийского Майтрейю, своего рода Мессию, который придет обновить мир, погрязший во грехе»11. По материалам собрания Ухтомского в 1900 году в лейпцигском издании Ф.А.Брокгауза вышла книга А.Грюнведеля о мифологии буддизма12. Книга знакомит с главнейшими индийскими и тибетскими легендами, отраженными в предметах изобразительного искусства, в том числе и Камне Чинтамани. В книге А.Грюнведеля, к примеру, помещена фотография статуэтки коня, несущего Чинтамани. Статуэтка, как сказано в ее описании, выполнена из кости, украшенной эмалью и золоченой бронзой. Воспроизведены также божества – Зеленая Тара, Джама, бог ада и другие, в руках у которых непременным атрибутом является «Камень мудрости»13. Приведена легенда о появлении Камня на земле: «История древнего королевского Тибета рассказывает, что однажды, во времена владычества короля Лха-то-тори, во дворец упало с неба несколько чудесных предметов, среди них: золотая ступа, книга, ящичек с чудесным драгоценным камнем Чинтамани. Король не понял значения этого дара, и Голос с неба объяснил ему, что во время владычества пятого Наследника короля будет понято применение этих предметов. Король положил их в сокровищницу. Умер он в глубокой старости, и его дух, как и дух его супруги, перешел в статую бодхисаттвы Авалокитешвары, находившуюся в Лхасе»14. Далее рассказывается, что «король Индрабхути, желая исчерпать все сокровища мира, принес с одного далекого острова чудесный камень, исполняющий все желания, называемый Чинтамани15. Возможно, Камнем владел Падмасамбхава, «Наставник Тибета», родившийся, согласно легенде, из цветка лотоса. Падмасамбхава был приемным сыном бездетного слепого короля Индрабхути, получил очень хорошее образование, изучал различные науки – астрологию, алхимию, «все языки»16.
Трудно себе представить, что Рерих, интересовавшийся с юных лет культурой Востока, не посетил выставку в Зимнем дворце и не ознакомился с каталогом и упомянутыми изданиями.
Как известно из «Листов дневника», увлечение культурой стран Востока и Азии появилось у Рериха довольно рано, еще в юношеские годы, и постепенно все более укреплялось, превратившись в серьезное занятие. Рерих вспоминал: «В семье нашей сама судьба складывала особые отношения с Азией. Постоянно появлялись друзья, которые служили в Азии, или вообще изучали ее. Профессора восточного факультета бывали у нас. Из Сибири приезжали профессора из Томска, и все толковали об азиатских глубинах и усиленно звали не терять времени и так или иначе приобщиться к азиатским просторам. Каждая памятка из Азии была чем-то особенно душевным, от ранних лет и на всю жизнь»17. В 1880-е годы вся Россия читала статьи и книги путешественницы Е.П.Блаватской, открывшей Индию широким кругам читателей. Известно, что Рерих-гимназист делал выписки из ее книг.
В научных кругах России во второй половине XIX века параллельно с освоением русского национального прошлого шел процесс исследования культуры стран Востока и Азии, чему немало способствовали экспедиции известных ученых и путешественников. Огромный интерес вызвали в русском обществе книги Г.И.Потанина и Н.М.Пржевальского. Во время экспедиций в страны Центральной Азии Г.И.Потанин особенно внимательно изучал предания и легенды этих стран, положив их в основу своей книги «Восточные мотивы в средневековом европейском эпосе» (1899). Не вызывает сомнения, что Рерих знал работы выдающихся русских путешественников. «К сердцу Азии потянуло уже давно, можно сказать, от самых ранних лет, – вспоминал Рерих. – Имена Пржевальского и Потанина уже давно стали магнитами. Весь эпос монгольский, уже не говоря о сокровищах Индии, всегда привлекал»18. В 1898 году произошло важное событие в жизни Рериха – знакомство с доктором К.Н.Рябининым, изучавшим тибетскую медицину. Рябинин вспоминает: «Впервые с Н.К.Рерихом мы встретились в 1898 году. В то время Н[иколай] К[онстантинович], уже известный художник, ученый-археолог и администратор жил в том же столичном городе мирового значения, где и я. Общность интересов по изучению трудных и малодоступных для понимания широкими массами областей человеческого духа сблизили нас <…>. Помню, в то время мы много беседовали о великих достижениях духа в Индии, об Учителях Востока, глубина мыслей и учения которых свидетельствовали о величайших познаниях духа, собранных и хранящихся в тайниках отдельных центров посвящения, главным образом, в Гималайском Братстве, существующем, по преданию, с давних времен. Последний центр был для нас всегда источником непреложного познания и истины. Пути туда мы полагали тогда проложить через Индию»19. (Впоследствии, с 1926 по 1928 год, доктор К.Н.Рябинин участвовал в рериховской экспедиции в Гималаи.) Именно в России из книг Г.И.Потанина, А.Грюнведеля, Беттани и Дугласа и других исследователей Рерих впервые узнал о тех легендарных героях, которые в 1920–1940 годы стали персонажами его картин. Духовные устремления Рериха развивались таким oбpазом, что постепенно мечта о странах Азии стала неотъемлемой частью его внутреннего мира.
Все находки и открытия в востоковедении и, прежде всего, выставка в Зимнем дворце, каталог, воспроизведения предметов буддийского культа из коллекции князя Э.Э.Ухтомского, а также научные исследования и беседы с известными учеными – В.В.Стасовым, Вл.С.Соловьевым и другими – стали основой знаний Рериха о культуре стран Востока. Все это и вызвало к жизни изображение «Камня мудрости» в рассматриваемой картине. На вопрос о том, знал ли Рерих легенду о Камне в то время, можно ответить положительно. Главным доказательством осведомленности художника является сама картина. Мы попытались найти источники, послужившие почвой для ее создания. Не случайно в это время Андрей Белый называл Рериха «специалистом по Востоку»20. Вполне закономерным также было приглашение Рериха в Комитет по строительству буддийского храма в Петербурге (1909–1915, архитектор Г.В.Барановский).
В картине «Сокровище Ангелов» у Рериха впервые появляется образ «древа жизни». Этот образ восходит к Библии: «И произрастил Господь Бог из земли всякое древо.., и древо жизни посреди рая, и древо познания добра и зла»21. Изображение «древа жизни» встречается в искусстве различных народов как «символ Вселенной». На ветвях «древа» и других райских деревьев, расположенных в глубине картины, изображены птицы с женскими головами – птицы-девы, сирины и алконосты. Эти райские птицы возвещали «радость и жизнь бесконечную»22. Сирины и алконосты – образы древнерусского и западноевропейского средневекового фольклора, восходящие к древнегреческим мифам23. Изображения этих птиц-дев встречаются в древнерусских рукописных книгах XII века, в рельефах белокаменного Дмитровского собора во Владимире XIII века, в ювелирных украшениях XI–XII веков. На Камне изображено Распятие в окружении таинственных орнаментальных форм. Распятие напоминает о жертве Иисуса Христа, открывшей праведникам вход в рай.
Картина «Сокровище Ангелов» выполнена жидкой темперой на холсте в красивой мягкой гамме сине-лиловых и светло-желтых тонов, богатых оттенками. Местами охра имеет более яркий золотистый оттенок, акцентируя нимбы ангелов. Цвет в картине глубоко символичен: лиловый выражает вечность, синий и золотой – божественные цвета. Вся композиция устремлена ввысь, подчеркивая духовное начало. (Впервые со времени создания картины воспроизводим ее в цвете.)
После выставки в петербургском Салоне 1909 года картина еще раз экспонировалась на московской выставке «Мира искусства» в 1911 году. В каталоге название «Сокровище Ангелов» сопровождалось рериховскими строчками: «За древами Бытия лежит Камень, в нем добро и зло, вся земная твердь на Камень опирается»24. Картина принадлежала жене художника и была вывезена Рерихами за рубеж вместе со многими другими произведениями. До 1935 года она находилась в Музее Н.К.Рериха в Нью-Йорке. Затем следы ее затерялись. Недавно эта работа была обнаружена свернутой на валу в Университете Брандайса под Бостоном, штат Массачусетс, США. Картина нуждалась в реставрации. На фотографии, сделанной до ее реставрации, видны места сгибов холста и частично поврежденного красочного слоя. Снимок, сделанный после реставрации, дает представление о цветовой гамме произведения. Реставрация была осуществлена в Нью-Йорке в 1998 году.
В картине «Сокровище Ангелов» нашла воплощение рериховская идея синтеза религий, которая стала с этих пор главной темой его художественного творчества и религиозно-философских сочинений. Именно поэтому здесь соединены элементы и символы различных вероисповеданий.
Монументальная по своему характеру картина была создана как эскиз стенописи усыпальницы; для какой именно, художник не уточнил. Нам предстоит разобраться в этом вопросе.
В 1903 году в имении Тенишевых Талашкине строилась церковь Преображения Господня, заложенная в сентябре 1900 года25. В этом еще недостроенном храме княгиня М.К.Тенишева похоронила мужа, князя В.Н.Тенишева, умершего в Париже в 1903 году. Вскоре под влиянием бесед с Рерихом княгиня изменила свое намерение назвать церковь Преображенской и решила посвятить строящийся храм Святому Духу. Она вспоминает: «Я давно знала Рериха. У меня с Николаем Константиновичем установились более чем дружеские отношения. Из всех русских художников, которых я встречала в моей жизни, кроме Врубеля, это единственный, с кем можно было говорить, понимая друг друга с полуслова, культурный, очень образованный, настоящий европеец, не узкий, не односторонний, благовоспитанный и приятный в обращении, незаменимый собеседник, широко понимающий искусство и глубоко им интересующийся»26.
Рерих впервые приехал в Талашкино в 1903 году27, после чего приезжал почти ежегодно. В 1904-м он разработал интерьер жилого дома в Талашкине. По-видимому, художник заинтересовался постройкой храма, в убранстве которого и решено было соединить культовые признаки различных религий. Рерих вспоминал: «Последнее время ее (княгини М.К.Тенишевой) жизни в Талашкине увлекла ее мысль о синтезе всех иконографических представлений. Та совместная работа, которая связывала нас и раньше, еще более кристаллизовалась на общих помыслах об особом музее изображений, который мы решили назвать «Храмом Духа»28.
В связи с общим для Рериха и княгини М.К.Тенишевой замыслом – провести в убранстве храма мысль о синтезе религий, предполагалось поместить на стене храма роспись на тему картины «Сокровище Ангелов», своим содержанием отвечающей задаче синтеза. Поэтому здесь и объединены символические образы различных религий, отраженных в преданиях ветхозаветных времен, в христианстве и буддизме.
Но, как показали события последующих лет, в Покровской церкви села Пархомовка, построенной архитектором В.А.Покровским в 1903–1907 годах, не были осуществлены предполагавшиеся фрески по эскизам Рериха, поэтому художник использовал в росписи Храма Духа некоторые из эскизов, предназначенных для Покровской церкви. Таким образом, эскиз стенописи усыпальницы «Сокровище Ангелов» так и остался самостоятельным произведением.
Эта картина особенно характерна для художественного стиля Рериха. В ней ярко отражена его личность, его духовный склад. Отсюда сильное эмоциональное воздействие его картин. Зритель как бы входит в тот мир, который раскрывает перед ним художник. «Сокровище Ангелов» навевает чувство светлого покоя, чему способствуют синие и мягко-лиловые с золотистыми тонами краски и композиция, устремленная ввысь. Рерих сумел тонко соединить в этом произведении величавую красоту с глубоким лиризмом и одухотворенностью.
Художник передал здесь высокую мысль о Боге, используя образы искусства Средневековья: ангелов, райских птиц, Небесный град и т.д. С высокодуховным средневековым искусством ассоциируется и цветовая гамма произведения. Цвета – синий, лиловый, золотисто-желтый свойственны пронизанному глубоким религиозным чувством искусству Средневековья; они отражают стремление запечатлеть духовность, вечность, воплотить молитву. «Цветные стекла готических соборов строятся на этих тонах»29.
В обращении к традициям средневековой культуры в стилистике произведений и их символическом звучании проявился романтический характер творчества Рериха.
Современники Рериха – С.К.Маковский, А.А.Ростиславов и С.Р.Эрнст – говорили о таинственном смысле картины, заключающей в себе пророческие видения «Камня мудрости». С.К.Маковский, видевший «Сокровище Ангелов» вскоре после создания картины, писал: «Громадный камень, черно-синий с изумрудно-сапфирными блесками; одна грань смутно светится изображением Распятия. Около, на страже, – ангел с опущенными, темными крыльями <…> Сзади, все выше и выше, в облаках, у зубчатых стен райского Кремля, стоят другие ангелы, целые полки небесных сил. Неподвижные, молчаливые, безликие, с копьями и длинными щитами в руках, они стоят и стерегут сокровище»30. А.А.Ростиславов считал «Сокровище Ангелов» «прототипом целого ряда картин апокалипсического характера»: «Далеко, в горних селениях, с райскими птицами, деревьями и городами, сонмы ангелов в белых одеждах с лазоревыми крыльями сторожат таинственное сокровище-камень, с которым загадочно связаны судьбы мира»31. С.Р.Эрнст писал о картине: «У стен многобашенного райского Кремля молчаливой ратью стоят ширококрылые полки ангельские, внизу мерцает черно-синий, горящий изумрудными отсветами камень с высеченным изображением Распятия, его стерегут два грозных ангела с копьями и щитами, кругом растут чудные деревья, на них сидят птицы-сирины»32.
Мы видим, что, описывая картину, современники обращали главное внимание на «Камень мудрости» и не исследовали символику произведений в целом. Тема космического Камня, «Камня мироздания», начатая Рерихом в 1904 году, отражена и в его работах зарубежного периода.
1924 год Рерих провел в Индии, в княжестве Сикким. Там он создал серию картин «Его Страна», куда вошли «Белый и небесный», «Жемчуг исканий» и другие работы. К этой же серии принадлежит и картина «Сокровище мира. Чинтамани». (3аметим, что картина выполнена еще до его знаменитой экспедиции.) Оказавшись на земле, где была распространена легенда о Камне, художник вновь обратился к этому образу. В дальнейшем во время экспедиции (в 1925 году) Рерих запечатлел в одной из картин («Конь счастья») ступу, которая была украшена фигуркой коня, несущего на спине знак «Трех сокровищ». В 1926 году в Монголии художник видел изображение слонов, на спинах которых пылали три круга33.
В 1924 году Рерих представил этот космический образ в свойственной ему символической манере. Оранжевые горы с лиловыми тенями, возносящиеся над освещенной неземным голубым светом долиной, служат фоном для темного цветового пятна, символизирующего иное пространственное измерение. Из этой тьмы выступает светлый волшебный конь, на ярком седле которого сверкает «Камень мудрости», окруженный призрачным голубым сиянием. Художник представил особый мир, высокую сферу духа, преобладающий в картине оранжевый цвет издавна обозначал квинтэссенцию духовности. Наряду с космическим сине-лиловым он подчеркивает символический смысл произведения.
Легенда о Камне, носителе космических энергий, влияющем таинственным образом на «судьбы мира», имеет, как мы видим, давнюю историю в живописном наследии Рериха. Она нашла свое воплощение не только в зарубежном, но, что особенно примечательно, в русском периоде творчества художника.

1. По каталогу, составленному С.Р.Эрнстом, картина «Сокровище Ангелов» проходит под 1905 г.: Эрнст С.Р. Н.К.Рерих. Пг.: изд. «Общины Св. Евгении», 1918. С.К.Маковский относил ее к 1904 г.: Маковский С.К. Н.К.Рерих // «Золотое Руно», 1907. № 4, С. 7.
2. Огонек», 1909, № 13. С. 17–18.
3. Там же.
4. «Золотое Руно», 1907, № 4. С. 23.
5. Аверинцев С.С. Грааль // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х томах. М, 1991. T. I. С. 317.
6. Там же. С. 318.
7. Впервые эту цитату привел Р.Рудзитис (Рудзитис Р. Братство Грааля. Рига: Угунс, 1994. С. 147.)
8. Ухтомский Эспер Эсперович (1861–1921), князь, камер-юнкер Высочайшего Двора, востоковед, дипломат, коллекционер.
9. Каталог выставки предметов, привезенных Великим князем Государем Наследником Цесаревичем Николаем Александровичем из путешествия Его Императорского Высочества на Восток в 1890–1891 гг., СПб., 1893. Выставка устроена с Высочайшего соизволения в пользу Императорского Российского Общества спасения на водах, состоящего под Высочайшим покровительством Ее Императорского Величества Государыни Императрицы. Выставка открыта в Зимнем Дворце. 1893 г.
10. Путешествие на Восток Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича. 1890–1891. В 3-х томах. СПб., Лейпциг. Ф.А.Брокгауз. Т. 3. C. XXVIII, XXIX.
11. Там же. Т. 3. С. XIII, XIX, XXIV.
12. A.Grounwedel. Mythologie des Buddhisrnus in Tibet und der Mongolei. Fouhrer durch die Sammlung des Foursten. E.Uchtomskiy. Lpz., 1900.
13. Там же. C. 48, 146, 166, 172.
14. Там же. С. 43, 44.
15. Там же. С. 49.
16. Там же.
17. Рерих H.K. Из литературного наследия. М., 1974. С. 120.
18. Там же.
19. Рябинин К.Н. Подлинные дневники экспедиции Н.К.Рериха. Развенчанный Тибет. 1928. Магнитогорск, Самара: Амрита-Урал, 1996. С. 31–32, 34.
20. А.Белый в письме К.Метнеру предполагал участие Рериха «как специалиста по Востоку» в задуманном им журнале. ЦГБ, ф. 167, II, 34. Письмо не датировано; на основании текста мы относим его к 1909 году. В письме речь идет о журналах «Весы» и «Золотое Руно», которые, по выражению А.Белого, «кончаются», а «в Петербурге усиливается «Аполлон». («Весы» издавались в 1904–1909 гг., «Золотое Руно» – в 1906–1909 гг., «Аполлон» начал выходить с 1909 года.)
21. Книга Бытия, глава 2, стих 9.
22. Шерстобитов А. Сирин и Алконост // Исторический вестник. Сентябрь 1899. С. 961–965.
23. Алконост // Мифы народов мира. T. I. С. 60; Сирин // Там же. Т. II. С. 438.
24. Каталог выставки «Мир искусства». М., 1911. С. 17. К 1911 году относится и стихотворение Рериха на тему Камня: Н.К.Рерих. Стихотворения. Проза. Новосибирск, 1989. С. 22–23.
25. Газета «Смоленский вестник», 1900, 12 сентября оповещала: «В четверг, 7 сентября, в имении Талашкино совершена закладка новой церкви во имя Преображения Господня. Церковь сооружена для нужд местной сельскохозяйственной школы… Строится по личным указаниям владелицы в строго древнерусском стиле, будет богато расписана и разукрашена мозаикою и майоликою и обещает быть выдающимся в художественном отношении сооружением». Цит. по кн.: Княгиня М.К.Тенишева. Впечатления моей жизни. Л.; М., 1991. С. 12.
26. Там же. С. 225–226.
27. Там же. С. 225. Эту же дату сообщает и сам Рерих (Рерих Николай. Листы дневника. М.: МЦР. 1995. T.I. С. 433).
28. Княгиня М.К.Тенишева. Впечатления моей жизни. С. 12.
29. Волошин М.А. Лики творчества. Л.: Наука, 1988. С. 293.
30. Маковский С.К. Н.К.Рерих // «Золотое Руно», 1907, № 4. С. 5.
31. Ростиславов А.А. Н.К.Рерих. Пг.: Изд. Н.И.Бутковской, б.д. С. 47-48.
32. Эрнст С.Р. Н.К.Рерих. С. 61.
33. См.: Шапошникова Л.В. От Алтая до Гималаев. М., 1987. С. 76.

Источник

Похожие сообщения:

  • Нет похожих сообщений.
Среда, 29 сентября, 2010
Вы можете оставить комментарий.

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.