Научно-популярный сайт об искусстве и творчестве с позиций идей Живой Этики

Алла Гуменюк. Художественные сокровища Омска. | Живая этика и искусство




Экспонатом номер один Омского областного музея изобразительных искусств им. М.А.Врубеля можно назвать старинный особняк генерал-губернаторов Западной Сибири и Степного края. Он был построен в 1859–1862 годах Ф.Ф.Вагнером, выпускником Московского дворцового архитектурного училища. В течение долгих лет «сибирское палаццо» становилось свидетелем различных событий и неожиданных перемен. В нем бывали прославленный путешественник Н.М.Пржевальский, знаменитый автор книги «Жизнь животных» А.Брем, известный исследователь Сибири и Центральной Азии Г.Н.Потанин, один из первых историков Омска И.Я.Словцов, казахский просветитель Ч.Ч.Валиханов и другие деятели культуры и науки. До революции члены императорской фамилии не раз останавливались в «царских комнатах» особняка. Будучи еще наследником престола, побывал здесь в 1891 году и Николай II. После февраля 1917 года и вплоть до 1924-го здание многократно меняло владельцев и свое назначение: «Дом Республики», Музей Западно-Сибирского отдела Русского географического общества, Штаб Сибирской армии Временного Сибирского правительства, Совет министров и Канцелярия Верховного правителя России А.В.Колчака, Штаб 5-й Армии под командованием М.Н.Тухачевского, детский дом и, наконец, краевой музей.

«Адрес музея: дворец» — так указывалось новое местонахождение Западно-Сибирского краевого музея. Именно в залах дворца 21 декабря 1924 года открылась одна из первых в Сибири картинная галерея, включавшая тогда около ста произведений живописи. В числе ее первых экспонатов были пейзажи И.К.Айвазовского и А.П.Боголюбова, И.И.Шишкина и И.И.Левитана, И.Э.Грабаря и А.Е.Архипова, натюрморты К.А.Коровина и П.И.Петровичева. В экспозицию также вошли полотна М.В.Нестерова и В.Д.Поленова, Б.М.Кустодиева и К.Ф.Юона, работы А.Н.Бенуа, В.Э.Борисова-Мусатова и других мастеров отечественного искусства.

Ведущую роль в создании художественного отдела при Западно-Сибирском краевом музее сыграла деятельность его первого директора Федора Васильевича Мелёхина, задавшегося целью организовать в Сибири крупный художественный центр. Благодаря его неутомимой энергии из Государственного музейного фонда, функционировавшего до 1928 года и состоявшего из национализированных коллекций дворянских усадеб, обитателей Москвы и Петрограда, из собраний Русского музея, Эрмитажа, расформированных музея Академии художеств и Румянцевского музея, сюда были переданы сотни произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Похожие сообщения:

  • Нет похожих сообщений.
Суббота, октября 16, 2010

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Вы можете оставить комментарий.

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.