Научно-популярный сайт об искусстве и творчестве с позиций идей Живой Этики

Алла Гуменюк. Художественные сокровища Омска. | Живая этика и искусство - Part 2


Н.К.Рерих, посетивший Омск в 1926 году во время своей Транс-гималайской экспедиции, сделал запись в путевом дневнике о музее «как о богатом собрании картин, умело подобранных, характеризующих течения русской школы». Неожиданно для себя художник обнаружил в сибирском городе собственные работы, поступившие из Русского музея. «Прошу сделать темный простой ободок вокруг моих картин; на что прилагаю 10 рублей…» — написал Рерих в записке, адресованной музейным работникам. Монументальное полотно «Ладьи» (1903), названное им «неоконченной картиной из серии «Город строят», и эскиз «Древо преблагое» (1912), образно представляющий великую «Опору мира», обращены к предыстории славянских народов и относятся к ранним символическим композициям древнерусского цикла художника.

Уже к концу 1920-х годов русское искусство XVIII — начала XX века в галерее было представлено произведениями крупнейших мастеров. В жанре портрета — работами А.Г.Венецианова «Крестьянский мальчик» (1830-е), В.Е.Маковского «Дьячок» (1871), К.Е.Маковского «Боярыня у окна» (1885), И.Н.Крамского «Портрет виолончелиста Морозова» (1885), В.А.Серова «Портрет неизвестной» (1895) и других художников.

В 1927 году в Омск поступил подлинный шедевр живописи: прекрасно исполненный И.Е.Репиным в 1905 году «Портрет Л.Н.Андреева» (1905). Образ человека, «таскавшего в себе, — по словам А.Блока, — мировой хаос», видится в портрете писателя в красной косоворотке, написанном Репиным в Куоккале.

…Садовая скамья, легкий шелест листвы за спиной. Осталось только раскинуть руки и сладостно погрузиться в атмосферу летнего дня. Именно такое чувство возникает при первом знакомстве с портретом. Его владелец, известный коллекционер И.Е.Цветков, не без основания добавил к названию полотна еще одну строчку — «Летний отдых». Однако динамичная композиция, обусловленная энергичным ракурсом и фрагментарностью изображения, рождает напряжение в раскованной и, казалось бы, спокойной позе портретируемого.

Но «герцог Лоренцо» — так художник называл писателя, может быть, вопреки его воле, — уступил в портрете место образу, более соответствующему собственной эксцентричной характеристике Андреева: « …Я — Красный смех, нечто в политическом смысле никакого значения не имеющее». Тем не менее символично красный «крест рубахи» вобрал в себя множество ассоциаций, связанных с событиями 1905 года, на которые Репин незамедлительно откликался полотнами «с обилием красного цвета».

Похожие сообщения:

  • Нет похожих сообщений.
Суббота, октября 16, 2010

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Вы можете оставить комментарий.

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.