Научно-популярный сайт об искусстве и творчестве с позиций идей Живой Этики

Алла Гуменюк. Художественные сокровища Омска. | Живая этика и искусство - Part 5


В начале 1910-х годов В.А.Яковлев наиболее последовательно воплощал художественную программу по «восстановлению традиций старых мастеров». И все же, избрав классическую тему «любви богов» и облекая в «античные одежды» даже события личной жизни, художник проявлял устойчивый интерес к «словарю» городского фольклора. В семейном портрете композиционные приемы и техника старых мастеров использованы Яковлевым наравне с изобразительными средствами «подлинных наивов». Декоративный эффект, достигнутый в картине ритмическим повторением «круглящихся форм», уверенно поддержан напряженной полнозвучностью цвета. Тонкие лессировки сгладили намеренную упрощенность в трактовке лиц, но не заслонили добродушную иронию, столь характерную для поэтики народного примитива.

Сочетавший «энергию и любовь к делу» и глубоко уверенный в необходимости во всей полноте отразить развитие отечественного искусства, Ф.В.Мелёхин был обеспокоен тем, что в сибирском музее «абсолютно не представлено левое течение русской живописи». Его активное в этом направлении сотрудничество со служащими Государственного музейного фонда и поддержка авторитетного искусствоведа А.М.Эфроса увенчались поступлением в омскую коллекцию русской живописи произведений мастеров объединения «Бубновый валет»: П.П.Кончаловского «Мост» (1911), И.И.Машкова «Три сестры на диване. Н., Л. и Е. Самойловы» (1911), А.В.Куприна «Натюрморт с хлебами» (1914), А.В.Лентулова «Общество за столом» (1916). Пополнилось собрание полотном П.В.Кузнецова «Натюрморт с подносом» (1913) и «Супрематической композицией» (1918) П.А.Мансурова. Отправились из центра в Омск и живописные работы художниц, завершивших свое обучение в частных студиях Парижа и Мюнхена, — С.И.Дымшиц-Толстой «Натюрморт с зеркалом» (1911) и В.М.Ходасевич «Портрет сестер М.А., Л.А. и Е.А Петровых» (1916).

Художественный отдел, первоначально открывшийся как картинная галерея, при поступлении предметов декоративно-прикладного искусства и скульптуры начинает функционировать как музей изобразительных искусств. Залы генерал-губернаторского дворца украсили мраморные статуи, выполненные западноевропейскими мастерами XIX века. Отечественную школу демонстрировали бронзовые скульптуры А.М.Опекушина и М.М.Антокольского, работы П.К.Клодта и Е.А.Лансере каслинского литья, гипсовые барельефы Ф.П.Толстого.

Оценивая собрание декоративно-прикладного искусства, сам Ф.В. Мелёхин полагал, что оно становится «одним из наиболее полных и богатейших среди провинциальных музеев Союза Республик». В фонды систематически передавались дворцовая мебель, художественная бронза, шпалеры, хрустальные сервизы и фарфор. В музей поступили и знаменитые брюссельские кружева, его дополнили кружева Валансьен и Шантильи.

Похожие сообщения:

  • Нет похожих сообщений.
Суббота, октября 16, 2010

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Вы можете оставить комментарий.

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.