Научно-популярный сайт об искусстве и творчестве с позиций идей Живой Этики

Н.В. Тютюгина. Н.К. Рерих и Живая Этика об искусстве » Живая этика и искусство



Н.В. Тютюгина
искусствовед, научный сотрудник
художественного музея имени Н.К. Нестерова,
президент Общества Рерихов
(Уфа)

Н.К. Рерих и Живая Этика об искусстве

<…> В памятниках искусства с древнейших времен запечатлен духовный потенциал человечества, который по сей день питает нас благотворной энергией и способствует нашему эволюционному развитию. «Познание чуда искусства открывает врата в царство Красоты», – утверждает Рерих. «Чистое искусство – достоверное сообщение лучезарного явления Духа. Через искусство имеете Свет», – читаем в Живой Этике («Зов», 1 января 1921).

XX столетие дало новые возможности в осмыслении произведений искусства не только как предметов истории, но и как предметов, способных вызывать у их созерцателя особое эмоциональное состояние, которое можно определить как состояние духовного подъема. Искусствоведение сформировалось в наше время как наука, которая выработала свои критерии в оценке произведений искусства. Принятый в искусствоведении анализ основывается, прежде всего, на выявлении духовного потенциала произведения искусства через очевидные, выражаемые словами, зрительные приемы, используемые художником. Но современная оценка и переоценка признанных ценностей показала слабые стороны и однозначность подобного подхода к искусству. Мы столкнулись с изменением оценки произведения искусства с положительной на отрицательную и наоборот в течение небольшого отрезка времени. Так же как в XVII веке современники не оценили поздние творения Рембрандта и глубина золотого сияния его полотен стала доступна гораздо позже, так же и мы возвращаемся вспять, заново осмысляя русское искусство начала XX века, почувствовав его непреходящие ценности, а за искусством социалистического реализма оставляя право лишь как за явлением конкретного периода истории. <…>

Новое осмысление произведений искусства дано в книгах Живой Этики и названо Николаем Рерихом энергетическим мировоззрением. Необходимо отметить, что к произведениям истинного искусства в Агни Йоге и в выступлениях Николая Константиновича относятся лишь те формы творчества, при создании которых творец, сознательно или бессознательно, устремлен к Свету, то есть к мирам, стоящим на эволюционной ступени, неизмеримо более высокой, нежели та, на которой стоит земное человечество. При этом творимые формы бесконечно многообразны, но запечатленная в них суть через психическую энергию человека, устремленного к вечным духовным ценностям, продолжает воздействовать в веках и подвигать менее развитый дух по пути эволюции. <…>

Среди известных миру видов искусства живопись наиболее полно заявила о своих цветовых возможностях. И не случайно Николай Рерих свой величайший духовный потенциал запечатлевал в живописных полотнах, позволяющих максимально сосредоточить в цвете нашего плотноматериального мира духовный импульс их творца. <…>

В Живой Этике и в работах Николая Рериха мы можем найти сегодня все возможные направления в осмыслении искусства как двигателя человеческой эволюции. Для художника звучит призыв – отражать высшие миры; для устремленного к красоте созерцателя – учиться постигать гармонию через цветовую мощь искусства; для физика – исследовать тонкие энергии, запечатленные в произведении искусства; для врача – пользоваться исцеляющим воздействием искусства; для историка – с иных мировоззренческих позиций взглянуть на культурное наследие человечества. И задача каждого человека на Земле – не только черпать из неиссякаемого источника Красоты, но и самому творить красоту в повседневности. <…>

Из доклада на конференции «Художественно-философское наследие Н.К.Рериха и проблемы современной цивилизации» (1994)

Похожие сообщения:

Суббота, февраля 9, 2019

Теги:

Вы можете оставить комментарий.

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.