Научно-популярный сайт об искусстве и творчестве с позиций идей Живой Этики

Представляем серию картин Николая Рериха «Санкта» | Живая этика и искусство


В конце 1920 года Николай Рерих вместе с семьей приезжает в США по приглашению директора Чикагского института искусств. Первая персональная выставка художника состоялась в Нью-Йорке и имела ошеломляющий успех. Затем выставка в течение трех лет была показана в 28 городах Америки, в том числе в Чикаго, Бостоне, Филадельфии, Сан-Франциско. Николая Константиновича приглашали выступать с лекциями, в которых он знакомил американскую публику с достижениями русского искусства, призывал к широкому культурному международному сотрудничеству. Особый отклик его выступления вызывали у студенческой аудитории.

Именно в этот период, в 1922 году, Рерихом была создана серия картин «Санкта» — «Святые» в дословном переводе. Однако сам Николай Константинович предпочитал слово «подвижники». В нее вошли работы: «И мы открываем врата», «И мы видим», «И мы трудимся», «И мы продолжаем лов», «И мы приносим свет», «И мы не боимся». В картинах нашла отражение духовная традиция, заложенная Святым Преподобным Сергием Радонежским, любимым и глубоко почитаемым Николаем Константиновичем подвижником земли русской. В сюжетах полотен «Санкты» узнаваемы страницы из жизни Преподобного Сергия и монахов основанной им общины. Но картины не являются иллюстрациями жизнеописания святого, полные глубокого символизма, они зовут зрителя к размышлениям о путях духовного восхождения.

«В этих полотнах Рерих мастерски воссоздает близкие его сердцу родную природу и древнерусскую архитектуру. На их фоне разворачиваются сцены из жизни русских подвижников. Их бесхитростный труд, их духовная чистота переданы так захватывающе, так искренне, что картины эти и теперь, через десятки лет, не перестают волновать зрителя. Тогда же для американцев они явились откровением. Тоскуя по Родине, Рерих прославлял нравственную силу народа, ту гармонию бытия, которая достигается в слиянии с природой, в мирном труде и человечности», — писали об этой серии П.Ф.Беликов и В.П.Князева, авторы знаменитой книги «Рерих».

Дж.Дектер, современный американский исследователь творчества Н.К.Рериха, так трактует историю появления «Санкты»: «Создавая серию картин «Санкта», Н.К.Рерих обращался к духовным корням своей страны, а именно к наставлениям Сергия Радонежского, с тем, чтобы помочь возрождению нравственных ценностей и дать импульс духовному и культурному развитию Америки. Выставки картин Рериха в Америке были восприняты с большим энтузиазмом и вызвали небывалую сенсацию. В противовес пропаганде, нагнетаемой во время «красной паники», рисующей образ русских как «ужасных бородатых большевиков», Рерих в своей серии дал образ новой, совершенно неизвестной американцам России. И действительно, никому из художников еще не удавалось так выразительно передать всю глубину русской души, как это смог сделать на своих полотнах Рерих».

Похожие сообщения:

  • Нет похожих сообщений.
Понедельник, сентября 21, 2009

Страницы: 1 2

You can leave a response, or trackback from your own site.

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.