Научно-популярный сайт об искусстве и творчестве с позиций идей Живой Этики

Представляем очередную серию картин Николая Рериха — «Его страна»


Все это нашло отражение не только в научных записях, но и в художественных произведениях Николая Константиновича. В 1924-1925 гг. Рерих создает несколько серий картин: «Его страна», «Гималаи», «Знамена Востока», «Майтрейя». Здесь особенно ярко проявилась характерная черта творчества Рериха: тесная связь эстетического с научными знаниями и философским осмыслением действительности. В «Листах дневника» художник соглашался с данным его искусству определением «героического реализма».  «Рерих признавался, что не любит натурализм — антипод реализма, искусство, не отображающее сущность вещей. И как бы мимоходом добавлял: «Для подлинного творчества реализм есть исходное восхождение». Перед нами неожиданно раскрывается символистская программа: реализм отображает жизнь, но это лишь исходная позиция; чем дальше идет проникновение в сущность вещей, тем сильнее «восхождение». (В.Володарский, «Рерих»).

На фоне горных пейзажей разворачиваются сцены из жизни героев восточной мифологии и народного эпоса — мыслителей, воинов, подвижников. Легенды и предания передаются не в застывшем, классическом виде, но, переосмысленные художником, предстают перед зрителями живыми рассказами о реально существовавших, ходивших по земле и творивших подвиги, героях минувшего. И вот уже стирается грань времени, и кажется, что не когда-то давно, но сейчас мчатся всадники, выполняя приказ Учителя, идут по горным тропам путники, несущие важную весть, стоят на дозоре воины, готовые в любой момент отразить нападение тьмы, и по скалистой тропе спускается белый конь, несущий на спине сокровище мира — Чинтамани.

Исследователи отмечают смелое новаторство Рериха в области цвета. Яркость цветовых гамм, необычные цветовые сочетания, контрасты, чередующиеся с тонкими переходами, придают его картинам особую выразительность. «Палитра Рериха кажется неисчерпаемой — от глубоких бархатистых синих тонов до пурпурных,  золотистых, серебристо-«лунных» отливов, невыразимых словами оттенков. Он использует излюбленные на Востоке контрасты чистых, не смешанных красок, по-европейски утонченно разрабатывает нюансы одного и того же тона, добивается глубокого свечения многослойных наложении цвета». (В.Володарский, «Рерих»).

Представленные в Индии, картины имели огромный успех, а значительно позднее, когда, уже после ухода из жизни Николая Константиновича, его сыновьям удалось организовать выставки в СССР, они стали сенсацией и откровением для советской публики.

В «виртуальной галерее» будут представлены несколько картин из серии «Его страна», созданной Н.К.Рерихом в 1924 году. Позднее художник обращался к сюжетам серии, и мы имеем возможность увидеть различное цветовое и композиционное решение одного и того же замысла.

Первая картина серии —  «Жемчуг исканий».

Похожие сообщения:

  • Нет похожих сообщений.
Среда, сентября 30, 2009

Страницы: 1 2 3

You can leave a response, or trackback from your own site.

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.