Научно-популярный сайт об искусстве и творчестве с позиций идей Живой Этики

Представляем очередную серию картин Николая Рериха - "Его страна" » Живая этика и искусство


Весной 1913 года Николай Рерих посетил в Париже выставку произведений восточного искусства. Замечания его друга-востоковеда В.Голубева о сходстве виденных им в поездке по Индии костюмов, погребений, обычаев со славянскими, глубоко взволновали Николая Константиновича. Вскоре художник публикует статью «Индийский путь». Рериха давно интересовала история не только славянства. Его взгляд был обращен к тому, что происходило некогда на всей «великой европейской равнине». От изучения славян и варягов он шел к освоению византийской культуры, которая в средние века влияла и на Запад, и на Русь. Оказалось, что корни культуры ведут еще дальше: «Через Византию грезилась нам Индия, вот к ней мы и направляемся». Необходимость создания научной экспедиции для изучения «искусства, науки и быта» этой древней страны, для поиска общих культурных корней индийской и славянской культуры была глубоко осознана в период проживания в Карелии-Финляндии (1916-1918 гг.), однако, возможности для организации такой экспедиции сложились лишь несколько лет спустя.

В декабре 1923 года Н.К.Рерих вместе с семьей прибывает в Индию. Они посещают культурные центры — Джайпур, Агру, Сарнатх, Бенарес, Калькутту, и затем направляются на север, к Гималаям. Семья останавливается в небольшом индийском княжестве Сикким, расположенном между Непалом и Бутаном. Здесь находятся высочайшие горные вершины, достигающие 6-8 тысяч метров, в том числе знаменитая Канченджанга. Вдохновленный красотой и величием древнейших гор планеты, Николай Константинович пишет ряд картин, посвященных Гималаям, «обители снегов». Позже он напишет: «Горы, горы! Что за магнетизм скрыт в вас! Какой символ спокойствия заключен в каждом сверкающем пике. Самые смелые легенды рождаются около гор».

В Сиккиме Рерихи изучали местные обряды, посещали древние монастыри, беседовали с ламами, записывали легенды и предания. Николай Константинович находит удивительное сходство в сокровенных сказаниях разных народов, например, священная для каждого жителя Азии заповедная страна Шамбала по описанию похожа на Беловодье, или Чудь алтайцев. За каждой  из этих легенд стоит вера в то, что существует на земле место, скрытое от мира, где живут святые и праведные люди, трудами и молитвами несущие помощь всему человечеству. В горах Рерихи неоднократно встречали высеченные в скалах огромные изваяния Майтрейи — будды будущего. В древних буддийских текстах нашли повествования о грядущей великой битве между воинами света и силами зла, после которой наступит Эпоха Майтрейи — время, когда на земле воцарятся мир, справедливость и гармония.

Все это нашло отражение не только в научных записях, но и в художественных произведениях Николая Константиновича. В 1924-1925 гг. Рерих создает несколько серий картин: «Его страна», «Гималаи», «Знамена Востока», «Майтрейя». Здесь особенно ярко проявилась характерная черта творчества Рериха: тесная связь эстетического с научными знаниями и философским осмыслением действительности. В «Листах дневника» художник соглашался с данным его искусству определением «героического реализма».  «Рерих признавался, что не любит натурализм — антипод реализма, искусство, не отображающее сущность вещей. И как бы мимоходом добавлял: «Для подлинного творчества реализм есть исходное восхождение». Перед нами неожиданно раскрывается символистская программа: реализм отображает жизнь, но это лишь исходная позиция; чем дальше идет проникновение в сущность вещей, тем сильнее «восхождение». (В.Володарский, «Рерих»).

На фоне горных пейзажей разворачиваются сцены из жизни героев восточной мифологии и народного эпоса — мыслителей, воинов, подвижников. Легенды и предания передаются не в застывшем, классическом виде, но, переосмысленные художником, предстают перед зрителями живыми рассказами о реально существовавших, ходивших по земле и творивших подвиги, героях минувшего. И вот уже стирается грань времени, и кажется, что не когда-то давно, но сейчас мчатся всадники, выполняя приказ Учителя, идут по горным тропам путники, несущие важную весть, стоят на дозоре воины, готовые в любой момент отразить нападение тьмы, и по скалистой тропе спускается белый конь, несущий на спине сокровище мира — Чинтамани.

Исследователи отмечают смелое новаторство Рериха в области цвета. Яркость цветовых гамм, необычные цветовые сочетания, контрасты, чередующиеся с тонкими переходами, придают его картинам особую выразительность. «Палитра Рериха кажется неисчерпаемой — от глубоких бархатистых синих тонов до пурпурных,  золотистых, серебристо-«лунных» отливов, невыразимых словами оттенков. Он использует излюбленные на Востоке контрасты чистых, не смешанных красок, по-европейски утонченно разрабатывает нюансы одного и того же тона, добивается глубокого свечения многослойных наложении цвета». (В.Володарский, «Рерих»).

Представленные в Индии, картины имели огромный успех, а значительно позднее, когда, уже после ухода из жизни Николая Константиновича, его сыновьям удалось организовать выставки в СССР, они стали сенсацией и откровением для советской публики.

В «виртуальной галерее» будут представлены несколько картин из серии «Его страна», созданной Н.К.Рерихом в 1924 году. Позднее художник обращался к сюжетам серии, и мы имеем возможность увидеть различное цветовое и композиционное решение одного и того же замысла.

Первая картина серии —  «Жемчуг исканий».

Н.К.Рерих. Жемчуг исканий

Не случайно картиной «Жемчуг исканий» открывается новая страница в творчестве Николая Рериха. «На картине изображены гуру (учитель) и ученик. Они склонились над ожерельем в поисках той самой единственной жемчужины, без которой впустую был бы прожит нынешний день. Ожерелье и в восточной и в западной символике олицетворяет вечность. Поискам не суждено никогда кончиться. Ибо только познающий достоин быть учителем, и только ищущий не для одного себя умеет отыскать истину. Учитель и ученик изображены на фоне ослепительных Гималайских гор, покрытых вечными снегами. В этом полотне Рерих уже показал себя непревзойденным «мастером гор».
(П.Ф.Беликов, В.П.Князева. «Рерих»)

Санкт-Петербург.ру

Похожие сообщения:

  • Нет похожих сообщений.
Среда, 30 сентября, 2009
You can leave a response, or trackback from your own site.

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.