Научно-популярный сайт об искусстве и творчестве с позиций идей Живой Этики

О серии картин Николая Рериха "Гималаи" » Живая этика и искусство


Гималаи
1923 год, Сикким, Индия. Это отправная точка, от которой начинается маршрут Центрально—Азиатской экспедиции Н.К.Рериха, одной из крупнейших экспедиций ХХ века, которую исследователи назвали «Великим путешествием». Область древнейших культур — Тибет и Трансгималаи — в первой половине двадцатого столетия оставались «терра инкогнита» для западного научного мира. О подобном маршруте мечтали такие знаменитые русские путешественники—востоковеды как Пржевальский и Козлов. Экспедиция Н.К.Рериха, которую вместе с ним осуществили его жена, Елена Ивановна и старший сын, ученый-востоковед, Юрий Николаевич, признана триумфом русских исследований Центральной Азии.

За пять лет, с 1923 по 1928гг., был пройден путь общей протяженностью 25 тыс. км, преодолены 35 высокогорных перевалов, две большие пустыни Азии — Такла-Макан и Гоби. Впервые экспедиция прошла по маршруту: Индия — Китайский Туркестан — Восточный Казахстан — Россия (Москва — Алтай) — Монголия — Тибет — Индия. Впервые исследователи Запада прошли по «святым местам» Востока. Глубокое уважение к культуре другого народа, свойственное Рерихам, а также прекрасное знание Юрием Николаевичем более 30 азиатских языков и диалектов, помогали преодолевать барьеры недоверия и дали удивительные результаты:  участники экспедиции  общались с учеными ламами, получили доступ к древнейшим рукописям и священным текстам из храмов и монастырей Центрально-Азиатского региона. Впервые в истории проводилось научное комплексное исследование культуры, истории и географии Центральной Азии. В ходе экспедиции был собран уникальный научный материал по археологии и этнографии, философии и филологии, на карты нанесены и уточнены десятки горных вершин и перевалов, найдены редкие манускрипты, получены многочисленные доказательства гипотезы об общих корнях культуры народов Востока и России.

В своей книге «Сердце Азии», созданной на основе путевых заметок и увидевшей свет в 1929 году, Николай Рерих напишет об этом путешествии следующее: «Кроме художественных задач, в нашей экспедиции мы имели в виду ознакомиться с положением памятников древности Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов. Эта последняя задача издавна была близка мне». Не случайно пройденный Рерихом маршрут пролегал по путям древних миграций, когда-то сыгравших свою великую роль в культурном взаимодействии Востока и Запада. Рерих изучал не только следы древних кочевников и памятники материальной культуры; более всего его интересовала именно преемственность традиций самых разных народов, сходство их преданий, ритуалов и обычаев. Знакомясь с особенностями различных национальных культур, он всегда искал то общее, что связывало бы их в одно целое, — единую общечеловеческую культуру. Проблема «Восток—Запад», веками интересовавшая ученых и мыслителей, была решена Рерихом не путем противоположения или умаления одной из сторон, а с позиции синтеза, провозглашающего единство духа в многообразии вековых накоплений и культурных традиций.

«Трудно представить, когда удастся мне воплотить все художественные заметки и впечатления, — так щедры эти дары Азии», — размышлял Николай Константинович, подводя итоги своего путешествия, уникального еще и тем, что впервые маршрут научной экспедиции был  запечатлен на живописных полотнах. За время экспедиции Н.К.Рерихом было создано около 500 этюдов и картин — высокохудожественные и географически точные пейзажи, запечатленные памятники древней культуры, отражения народных сказаний и легенд.

Здесь была создана значительная часть картин серии «Гималаи»,  о которых Елена Ивановна Рерих писала: «Сказано, что не будет большего певца Священных Гор. Навсегда он останется непревзойденным в этой области».

Для Рериха Гималаи — это не просто великолепные горы, это особенное место на земле. «С гор — скрижали Завета. С гор — герои и подвиг», — запишет мастер. «А что может быть величественнее, нежели непревзойденные горы со всеми их несказанными сияниями, со всем неизреченным многообразием?» На картинах художника «впервые в мировом искусстве создается образ Гималаев и как одного из самых красивейших мест на земле, где каждое мгновение рождает новое сочетание цвета и линии, и как одного из самых необычных мест на нашей планете, таящего множество загадок, места, где космическое пространство сливается с земным в едином потоке мощного созвучия». (Н.В. Тютюгина. «Гималайские этюды Н.К. Рериха».)

Санкт-Петербург.ру

Похожие сообщения:

  • Нет похожих сообщений.
Вторник, 6 октября, 2009
You can leave a response, or trackback from your own site.

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.