Научно-популярный сайт об искусстве и творчестве с позиций идей Живой Этики

Н.К.Рерих. «Христос в пустыне». » Живая этика и искусство


Христос в пустыне. 1933 Christ in the Desert Холст, темпера. 60,9 х 50,9

Картина «Христос в пустыне» посвящена Великому Учителю человечества Иисусу Христу, к образу которого Н.К.Рерих неоднократно обращался в своем творчестве в разные годы, глубоко и всесторонне осмысливая евангельские сюжеты.
Христос изображен среди безлесных, пустынных гор. Их острые синие пики, поднимаясь все выше и выше, пронзают густую бирюзу сумеречного неба, на фоне которого блистает одинокая звезда. Граница гор словно разделяет мир вышний и мир земной, в который пришел Христос, объединив оба мира своим именем – Сына Божьего и Сына Человеческого.
Согласно Евангелиям, Христос, в уединении в пустыне, был встречен силами тьмы [Лука. 4:1–4:13]. В картине их символизирует чудовище, расположенное в правом нижнем углу полотна. Являясь порождением человеческого невежества, страха и злобы, служитель тьмы пытается смутить и устрашить Христа, потому и грозен его оскал. Но в утверждении истины Христос, преодолев все страхи, сомнения и физические тяготы, остается не поколебим. Спокоен, невозмутим и ясен его Лик. Преисполненный божественной мудростью и любовью, которые посылались на землю из Высших миров, Христос преодолел все искушения мира сего, принял испытания и страдания, сопутствующие его высоким стремлениям. Он открыл духовные богатства людям, направляя их сознание к Наивысшему. Став живым примером безупречного исполнения нравственных заповедей, Христос утвердил победу Света над тьмою.
«Твердо Он шел, – записано о Христе в Учении Живой Этики, – ибо решил в сердце подвиг. Уже был предуказан подвиг, но его нужно было принять всем сердцем, без сомнения и без сожаления» [1, § 149].
Почти прозрачная фигура Христа в картине излучает тончайший бело-золотистый свет, который ярко контрастирует с сине-зеленой гаммой окружающего пространства.
Если в произведениях «Искушение Христа» (1933, ГМВ, КП 5583II), «Сошествие во ад» (1933, ГМВ, КП 5564II), «Исса и голова Великанова» (1932, Музей Николая Рериха (Нью-Йорк)), «Исса» (1939, кат. № 3.1.41/40) и др. художник воспроизвел только нимб над головой Спасителя, то в картине «Христос в пустыне» он создал поток света, который льется от Христа в мир. Этот Свет достигает ближних и дальних уступов гор, мельчайшими кристалликами поблескивая на них и переливаясь разными оттенками, подобно неземной радуге. Такое художественное решение выделяет картину из ряда остальных работ мастера: в ней образ Христа обретает особую возвышенность и торжественность, становится глубоко сокровенным.
Н.К.Рерих стремился представить Христа как Царя Духа, как вселенский центр притяжения, как космический или духовный фокус, объединяющий сознания и сердца людей, собирающий все созидательные силы и вызывающий к жизни творческие энергии, отвечающие эволюции. Композиционно художник подчеркнул это тем, что расположил фигуру Христа, во всем ее сиянии, строго вертикально, а Лик – в самом центре произведения, на пересечении двух диагоналей.
В символической форме Н.К.Рерих дал представление о высочайшей духовной энергетике Великого Учителя, преображающей и просветляющей земную материю, несущей в себе глубочайший смысл космической эволюции человечества.
На картине образ Христа предстает перед зрителем подобный яркой звезде далеких миров, сияющей миру из беспредельных глубин космоса.

И.Ю.Дьяченко

Примечание:
1. Учение Живой Этики. Братство. Ч. 2: Надземное. В 3 кн. М.: МЦР, 1996–1997.

Источник: http://www.icr.su/rus/katalog/annot_03.php

Похожие сообщения:

  • Нет похожих сообщений.
Пятница, 26 марта, 2010
Вы можете оставить комментарий.

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.