Научно-популярный сайт об искусстве и творчестве с позиций идей Живой Этики

«Через искусство имеете Свет»: проблемы современного исскуствознания в свете духовного наследия семьи Рерихов | Живая этика и искусство


«Через искусство имеете Свет»: проблемы современного исскуствознания в свете духовного наследия семьи Рерихов

О.А.Уроженко
доцент кафедры истории искусств Уральского университета,
Екатеринбург

Пафос почитаемого нами духовного наследия устремлен на то, что «Новый Мир придет в лучах лабораторных». Обычно, и в известной мере справедливо, под этим мы понимаем научно-исследовательские институты, открытия в которых, потрясая умы, как бы сами собой должны повести человечество в рай Нового Мира. Однако в изучаемом нами наследии можно отыскать и еще один ключ к мыслеобразу «в лучах лабораторных».
Пусть каждый человек поймет, что он сам есть наиважнейшая лаборатория духа, что он сам есть важнейшая научно-опытная станция, научно-исследовательский институт, изучающий способы себя воспитания, подбирающий действия, ведущие к себя совершенствованию, ставящий эксперименты по поиску путей строительства лучшего в себе, а следовательно, в пространстве вокруг, а если это ученый, то в пространстве науки. Пусть каждый поймет, что он есть лаборатория, направленная к мистерии раскрытия цветка Духа, и пусть отнесется к этому вполне научно.
Но что, как не искусство, — в условиях, когда традиционная наука погрязла в позитивизме, а «религаре» сведено до конфессиональности, — что, как не искусство, безусловно и непреложно, ставит каждого человека, всякий раз касающегося художественного произведения, в положение необходимости быть лабораторией духа? Действительно, история XX века убеждает, что сами по себе научные открытия не являются ни панацеей от бед человеческих, ни гарантом пропуска в Мир Новый. Путь в науке нередко ограничен манифестациями рассудка, неодухотворенного интеллекта. Сегодня все чаще среди историков науки звучит мнение о том, что если лишить Эйнштейна скрипки или страниц Достоевского; если, вспоминая о Ньютоне, не учитывать сказанную им же в конце жизни фразу: «Я представляю себя мальчиком на берегу Великого Океана, играющего камешками», то окажутся потерянными ключи понимания как самих обликов великих реформаторов науки, так и сделанных ими научных открытий. Что останется? Останется механическая игра подвижного рассудка, неубедительная, основанная на всяких выдумках, — писала Елена Ивановна, — далеких от присутствия истинного воображения.

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12