Научно-популярный сайт об искусстве и творчестве с позиций идей Живой Этики

Динамика света и цвета в творчестве Святослава Рериха | Живая этика и искусство


Динамика света и цвета в творчестве Святослава Рериха

В.А.Козар,
художник,
председатель Украинского отделения МЦР,
Киев

Жизнь <…> в значительно большей степени есть явление
космическое, чем земное. Она создана воздействием
творческой динамики Космоса на инертный материал Земли.
Она живет динамикой этих сил, и каждое биение
органического пульса согласовано с биением космического
сердца – этой грандиозной совокупности туманностей,
звезд, Солнца и планет.

А.Л.Чижевский
МОЩЬ КОСМИЧЕСКОГО УСТРЕМЛЕНИЯ
Прекрасное стремление приводит к Высшему Свету.
Учение Живой Этики. Озарение. Ч. 2, VI, 17

Если говорить о динамике в обычном, расхожем смысле, например, как в искусстве говорят о композиции, называя ее динамической, статической или смешанной (и динамической, и статической одновременно), то мы формально отнесемся и к искусству, и к тому, что называется композицией, и к самим понятиям динамики и статики как к чисто внешним понятиям, мало что объясняющим, если мы ищем разгадки того непонятного нам явления, которое вызвало в нас особое ощущение красоты и трепета, удивления и умиления, воодушевление, вдохновение, любовь, надежду, особую радость, откровение и, наконец, предчувствие эвристического открытия, ясного восторга, окрыленности и свободы, – глубинное чувство прикосновения к чему-то таинственному, давно знакомому, озарившему нас светом Преображения Красотой и Мудростью. Словом, к той особой области непонятного, вызывающей собственно философские размышления. И действительно, мы находим такую область в себе самих, в нашем внутреннем сознании, как писал об этом В.Соловьев [1].
По внешним признакам мы можем оценить художественное творчество Н.К.Рериха как статическое, а С.Н.Рериха – как динамическое. Это внешнее, довольно отчетливое впечатление характеризует двух великих художников-мыслителей как две совершенно различные по характеру и задачам своего искусства индивидуальности. Хотя мы сразу же улавливаем и нечто присущее им обоим – то, что их объединяет. Но нам трудно найти слова, чтобы описать это нечто как свет, мысль и ее окраску – чистую, свежую и живую. Как движение, жизненность, органичность, естественность, непосредственность, слитность, цельность. Как особую авторскую реальность, когда картина наделена качеством жизни – ее дыханием, священным трепетом, одухотворенностью.
В творчестве Н.К. и С.Н. Рерихов мы при первом же соприкосновении чувствуем воздействие мысли, ее силы, энергии, сопряженной с силой света и цвета. Это воздействие, как прекрасное впечатление, приводит нас в трепет помимо нашего рассудка и памяти, – конечно, если человек имеет соответствующий свет в себе.

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19