Научно-популярный сайт об искусстве и творчестве с позиций идей Живой Этики

Истоки формирования православной образности в творчестве Николая Рериха | Живая этика и искусство


Истоки формирования православной образности в творчестве Николая Рериха

Н.В.Тютюгина,
старший научный сотрудник
Художественного музея им. М.В.Нестерова,
Уфа
Православная вера и традиция, вошедшие в сознание Николая Рериха в самом раннем детстве, находили свое преломление в его творчестве, начиная с первых шагов в искусстве и до конца жизни мастера. Свидетельством тому служат, с одной стороны, полотна художника, с другой – его эпистолярное и литературное наследие. «Из давних детских воспоминаний встает посещение Троице-Сергиевой Лавры. Потом Иоанн Кронштадтский: “Не болей. Придется много для Родины потрудиться”. Потом неисчетные храмы, монастыри во время наших паломничеств с Еленой Ивановной. Новгород! Наконец, Валаам со схимниками» [1, с. 259]. Эти воспоминания Николай Рерих записал в 1945 году, за два года до ухода из жизни. Здесь художник определил те «вехи» жизненного пути в осмыслении православной традиции, которые повлияли на формирование его собственного живописного видения. Это видение мастера и как изначально глубоко верующего человека («От веры и от отцов моих не отрекусь», – напишет 58-летний художник [2, л. 8]), и как живописца символического направления в русском искусстве, раскрывалось в творчестве Рериха постепенно. Впечатления детства и юности не сразу находили свое воплощение в живописи: по мере роста мастерства художника и развития его творческого метода – от конкретно исторического восприятия традиции к символической ее интерпретации. Но к ранним впечатлениям художник будет обращаться не однажды и в своем творчестве, и в своих воспоминаниях, поэтому необходимо остановиться на них подробнее, чтобы понять, какими путями формировалось его творческое видение православной веры и традиции.

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11