Научно-популярный сайт об искусстве и творчестве с позиций идей Живой Этики

«Каменная летопись Руси» Н.К.Рериха | Живая этика и искусство


«Каменная летопись Руси» Н.К.Рериха

Г.И.Кальжанова,
президент Общества Рерихов
Тольятти

Время сложило красоту, общую всем векам и народам.
Николай Рерих
Нужно сказывать множеству различных людей мысли и древние,
и новые, ибо все они говорят о том же, что и не древне, и не ново, но вечно.

Николай Рерих
Стоит в пустыне черный камень, полный синего огня.
Николай Рерих
На Руси существовал обычай очень добрый и высокий, о котором напомнил нам Николай Константинович Рерих. Обычай приветствовать друг друга словом «радуйся!». И хочется сегодня поприветствовать вас этим удивительным словом: ведь энергия радости — великая энергия; она, надеюсь, поможет нам в общении.
Радуйтесь!Николай Константинович Рерих был великим странником, обретшим свой Светлый Град.
И этот великий странник Светлого Града оставил землянам множество бесценных даров, а среди них уникальный по своей значимости цикл архитектурных этюдов, написанных во время паломничества по святым местам Руси.
Сергей Эрнст писал: «Архитектурные этюды» слишком скромное и поэтому неверное заглавие для многообразного и величественного зрелища достопамятностей отечественной старины, запечатленных на холсте широкой и свежей кистью, выразительно обобщающей и тонкой в передаче того легкого благостного покоя и света, коими так сильны все памятники древнего искусства. Было бы хорошо назвать эту сюиту «Пантеоном нашей былой Славы», «Росскими Елисейскими Полями»1.
Николай Константинович назвал эту серию емко и просто: «Каменная летопись Руси». Летопись взлетов и падений русской культуры. Летопись «ныряний» духа человеческого.

Началось паломничество в мае 1903 года и шло до сентября, чтобы следующим летом возобновиться.
Ярославль, Кострома, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польский, Ростов Великий, Москва, Смоленск, Изборск, Печоры, Псков, Тверь, Углич, Калязин, Валдай и Звенигород — основные памятные вехи этого паломничества и летописной живописи Н.К.Рериха. А почин столь длительному путешествию положила поездка в Старую Ладогу, которую так обстоятельно описал Николай Константинович в очерке «По пути из варяг в греки».
«Старина, притом старина своя, ближе всего человеку… Именно чувство родной старины наполняет вас при взгляде на Старую Ладогу».
Щедро и радостно открывалась нетленная красота родной древности. Художник видит Россию как «чудесный и единственный на земле край, куда по воле судеб текут пути многих странников мира, где сталкиваются достояния народов далеких и даже незнакомых друг другу — и из этих столкновений рождается великое и прекрасное зрелище русской культуры» (Сергей Эрнст).

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17