Научно-популярный сайт об искусстве и творчестве с позиций идей Живой Этики

Космическое мироощущение русского народа в образах деревянного зодчества | Живая этика и искусство


Космическое мироощущение русского народа в образах деревянного зодчества

Е.А.ОПОЛОВНИКОВА,
Профессор архитектуры, заслуженный работник культуры,
председатель комитета по деревянному зодчеству
Российского отделения ИКОМОС,
Москва

Новое, как известно, есть основательно забытое старое. Если к фактам и событиям человеческой жизни это утверждение можно отнести лишь с немалой долей оговорок, то к мышлению – с учетом развития всего хода земной жизни – оно вполне приложимо.
Само понятие «космическое мировоззрение» есть неотъемлемая часть религиозных верований любого народа. В России – это Православная вера. Вся история русской культуры, по крайней мере, все ее самые высокие достижения, будь то литература, наука, философия и тем более искусство, включая архитектуру, так или иначе, прямо или опосредованно связаны с Православием, с христианско-вселенским мироощущением русского народа.
Масштабу пространства соответствовал и масштаб российской мысли. Что здесь первично, что вторично, не беремся утверждать. В сонме русских святых великое множество подвижников-миссионеров, первовестников христианской веры «на далеких, дотоле неведомых землях»1, давно уже ставших частью бескрайнего понятия – Россия.
Вспомним хотя бы освоение Сибири, когда в течение всего лишь одного столетия русские освоили огромное пространство Земли: от Урала до Тихого океана, утвердив на нем свою государственность. А «северный фасад России» (Д.И.Менделеев), ее заполярное пространство от Колы до Колымы с ансамблево слаженными городами, ставшими ныне легендами, – разве не впечатляет?! Не случайно понятие «Вселенная» – от глагола-действия «вселяться» – наличествует лишь в русском языке; в других же – «галактика», «космос», «универсум», «всемирность» и т.п., соответствующие несколько иным смысловым представлениям о человеческой жизни в целом.
Да и нравственные, этические понятия российского бытия: со-знание, со-весть, со-чувствие, со-здание, со-творение, благо-творение и т.п. свидетельствуют о смысловой всеохватности. То же относится и к словам, определяющим высшие формы человеческой деятельности, таким, как образование и творчество, которые, что очевидно, изначально космичны, Божественны, восходя к Образу и Творцу. И еще напомним: слово «крестьянин» в русском языке есть производное от – христианин, тоже единственное в мире глубинно смысловое определение жизнедеятельности человека. Отсюда становятся понятными истоки обрушившейся именно на русское крестьянство дикой волны антихристовой злобы совокупных ненавистников России.

Pages: 1 2 3 4 5 6 7