Научно-популярный сайт об искусстве и творчестве с позиций идей Живой Этики

Космичность искусства и Живая Этика | Живая этика и искусство


Космичность искусства и Живая Этика

Е.П.МАТОЧКИН,
кандидат искусствоведения,
профессор Международной славянской академии,
старший научный сотрудник
Национального музея Республики Алтай,
Новосибирск

В начале XX века пытливая научная и художественная мысль вплотную подошли к пониманию космичности творчества. Между тем, человечество все более приближалось к порогу вырождения великого искусства. Личностное самовыражение, отравленное ядом самомнения, дошло до самых низких и экстравагантных форм. Художники отвратили свой лик от духовных истоков и, замкнувшись в копании психических феноменов, отъединились от сияния Вселенной. Необходимо было новое обращение к Высшему, но уже не навязанное страхом адовых мучений, а осознанное, устремленное. Об этом писали деятели культуры и философы-богословы; о выходе человечества в надземные сферы размышляли ученые.
В России на взлете Серебряного века сформировалось течение общественной мысли – Русский космизм. Н.А.Бердяев пророчествовал, что наступает новый период истории, когда человек придет к «высшим формам религиозного сознания» [2, с. 101] и в духовной жизни воцарится «тот высший разум, который соединяет человека с божественным космосом» [2, с. 112]. В то время заново открывали и переосмысливали духовное наследие Древней Руси, обращали свои взоры к высшему, размышляли об иных мирах, увлекались теософией. И если еще недавно в нашей стране все это замалчивалось, то теперь, напротив, в научном труде Института искусствознания вообще утверждается, что «теософы соорудили фундамент нового искусства ХХ века» [16, с. 414].
Вызревал взгляд на Вселенную как на колыбель человечества. Космос представлялся как источник озарения, как основной фактор психологии творчества. Подлинные творения – те, в которых живет искра Божьего откровения и которые, оказывая сильнейшее воздействие на душу, преображают жизнь. Об искусстве – теургии, осененной Благодатью и Божественной мудростью, мечтали философы Русского космизма. О том грезили творцы символизма, стремясь к воплощению высшей красоты, которая бы претворилась в красоту сущего. В те годы ведущим художником-космистом был Н.К.Рерих – автор замечательных полотен. Им совместно с Е.И.Рерих было принесено в мир Учение Живой Этики. Вобравшее в себя духовный опыт человечества, оно стало важнейшей частью нового, космического мышления; в нем вопросы космичности искусства нашли достаточно подробное освещение.
В этой связи в настоящей статье рассматриваются проблемы трактовки Живой Этикой творчества как космического феномена, взаимосвязи положений Живой Этики по вопросам искусства с духовным наследием Запада и Востока, с идеями Русского космизма, а также с современными научными представлениями. Здесь же нами приводятся некоторые параллели этико-эстетических воззрений Живой Этики с творениями Леонардо да Винчи, Н.К.Рериха, А.Н.Скрябина, с исканиями деятелей русской и зарубежной культуры ХХ века.

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13