Научно-популярный сайт об искусстве и творчестве с позиций идей Живой Этики

Оче-видное и неоче-видное в живописи Н.К.Рериха | Живая этика и искусство


Оче-видное и неоче-видное в живописи Н.К.Рериха

К ПРОБЛЕМЕ КОСМИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА
В ИСКУССТВЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА

Н.В.ТЮТЮГИНА,
искусствовед, старший научный сотрудник
Государственного художественного музея имени М.В.Нестерова,
Уфа

Русский живописный реализм, как и реализм в классическом его понимании в искусстве, всегда отличало умение в оче-видных, узнаваемых зрительно, формах, раскрывать неоче-видные, глубоко скрытые от глаз, качества и свойства предметов. В этом смысле творчество Н.К.Рериха принадлежит к классическим традициям реалистической школы живописи, в противоположность, например, абстрактным и авангардным течениям в искусстве ХХ века, где категория узнаваемости предмета, соотнесенности его с зрительно воcпринимаемой реальностью, с оче-видностью, оказывается не суть важной. «Упаси от абстрактных закоулков. Холодно жить в абстрактных домах. Не питает абстрактная пища», – писал Рерих [3, с. 168].
Подтверждением традиционной направленности творческого метода художника служат не только его картины, но и активная работа с натурой, что подразумевает непосредственное списывание с оче-видности, с предмета, воспринимаемого зрительно. Ярким примером в ранний период творчества художника служат его пейзажи древнерусской архитектуры, в поздний период – Гималайские этюды1.
В том, что Гималайские этюды не фантазии художника, а реальность, соотносимая с оче-видностью, можно убедиться, поднявшись на высоту, как минимум, три тысячи метров над уровнем моря, а лучше всего, побывав в тех местах, где писались этюды2.
Впервые оче-видный документализм многих полотен позднего периода творчества Рериха наглядно продемонстрировала в своей книге «От Алтая до Гималаев. По маршруту Центрально-азиатской экспедиции Н.К.Рериха» Л.В.Шапошникова [10]. Автор поместила рядом с репродукциями картин художника свои фотографии тех мест, откуда был взят вид в той или иной его работе. Наглядность данного исследования трудно переоценить, так как подобные аналогии убеждают нас в неизменности творческого кредо художника – следовать натуре на протяжении всего творческого пути.

Pages: 1 2 3 4 5 6