Научно-популярный сайт об искусстве и творчестве с позиций идей Живой Этики

Пианист ХХI века: к новой духовности исполнителя | Живая этика и искусство


Пианист ХХI века: к новой духовности исполнителя

М.С.ЧЕРНЯВСКАЯ,
Кандидат искусствоведения, доцент,
Харьков

Бесконечны тайны артистической души пианиста-исполнителя, его эмоциональности, музыкальности, виртуозности. Индивидуальность музыканта определяют многие факторы: профессиональная одаренность, хорошая пианистическая база, художественный вкус, сценическая выдержка, артистизм, уровень развития интеллекта, мировоззрение и т.д. Однако исполнитель не может воздействовать на слушателя, если он не обладает определенным уровнем духовности, тем, что во все времена называли «Божьей искрой». Откуда берется богатство внутреннего мира, красота человеческой души? Это не просто сумма знаний, полученных в результате обучения, это прежде всего сопряжение этих знаний с веками утвержденными общечеловеческими ценностями.
Духовность подразумевает определенную мудрость, приобретенную в результате накопления глубоких знаний. Поэтому формирование исполнительского мышления с азов обучения и на протяжении многих лет творческой эволюции играет определяющую роль в судьбе людей, избравших своей профессией музыкальное исполнительство. Недаром существует мнение, что артистическая зрелость – это, прежде всего, подлинная артистическая духовность.
На сегодняшний день в отечественном пианизме доминирует славная традиция российской фортепианной школы, основанной братьями Рубинштейнами. Лучшие профессора и преподаватели Московской и Петербургской консерваторий воспитали многих талантливейших пианистов, которые своей деятельностью преумножили славу отечественной школы.
Однако в советский период научная пианистическая школа испытала влияние коммунистической идеологии. За последние 80 лет значительная часть фортепианного репертуара была отодвинута в сторону как второсортная и ненужная. Подобным образом писалась и история музыки. А имена музыкантов, чье творчество не вписывалось в идеологические рамки, вычеркивали из истории. В подобных многолетних перекосах таилась опасность искажения музыкального мировоззрения исполнителя. С разрушением тоталитарного общества появилась возможность пересмотра как ряда фактов истории музыки, так и некоторых вопросов фортепианного исполнительства.
Для того чтобы в совершенстве овладеть музыкальным произведением, играющему необходимы соответствующие глубокие знания. Процесс познания музыкального произведения обычно включает изучение графической записи, авторского озвучивания и знакомство с различными интерпретациями. Нотные тексты многих произведений сегодня, как правило, можно получить в библиотеках, частных коллекциях, интернете. Фонограммы, понятно, относятся к сравнительно недавнему времени, самые старые – к началу прошлого века.

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8