Научно-популярный сайт об искусстве и творчестве с позиций идей Живой Этики

Священный меч звука. Музыкальное искусство как фактор эволюции сознания


Священный меч звука. Музыкальное искусство как фактор эволюции сознания

Современный исследователь и педагог К.Ланкастер, размышляя о причинах возникновения хорошего певческого голоса, называет в качестве его источника живое чувство любви, открывающее через себя прямой путь к сердцу друга-слушателя. Внедрение в сердце смягчающих его образов любви и сострадания производит ту благотворную перемену, которая может служить основой создания иного, более совершенного характера, а значит, и более счастливой жизни.
Новая форма сознания не только становится носителем света и тепла, но и начинает весьма интенсивно отдавать это тепло (согласно второму закону термодинамики!) окружающему пространству, жизни, людям.
Если талантливый автор и исполнитель (иногда они соединяются в одном лице) обладают высоким мастерством и вполне искренни в выражении сердечных чувств, мы становимся свидетелями и участниками древнейшей практики «возжжения сердца»2.
На Востоке говорят: «Бог – это гармония: преданный Ему человек, настраивая себя в унисон с Ним, никогда не совершит неверного поступка».
В свою очередь классическое музыкальное искусство (особенно русская музыка) – уникальное достояние земной цивилизации – является помощником эволюционного процесса преображения духа и создает в пространстве реальные, живые образы по законам красоты и гармонии.
Но процесс ассимиляции в настоящее время у нас не имеет полноценной реализации: звуковая среда современной России заполнена, в основном, прикладными музыкальными жанрами. А профессиональное и народное искусство неожиданно стали для них неисчерпаемым источником, паразитируя на котором, низкопробное прикладное «творчество» низводит поэтическое откровение до норм вульгарного жаргона.
«Стандартизация» музыки особенно опасна для людей с несформировавшимся эстетическим вкусом; она возводит «ширпотреб» в ранг искусства, опошляя традицию и приводя в действие наиболее низкие энергетические уровни музыкального звучания.
Вновь выползла на поверхность вульгарная масса надрывных песен «братвы», «работников ножа и топора», находящаяся в полном резонансе с хаосом и тоской внутреннего мира этих граждан. Кто-то очень любит искаженные звучания вместо гармоничных звуковых структур. Видимо, хаотические созвучия находятся в полном резонансе с собственной нарушенной гармонией внутренней жизни.
Самое грустное, что широкой среде слушателей «шлягер начинает казаться наиболее естественным современным языком музыкального общения, обладающим секретом духовного контакта» [8, с. 290].

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8 9