Научно-популярный сайт об искусстве и творчестве с позиций идей Живой Этики

Живая Этика и онтология искусства | Живая этика и искусство


Живая Этика и онтология искусства

М.Ю.ШИШИН,
доктор философских наук, искусствовед,
профессор Алтайского государственного института
искусств и культуры, член Союза художников РФ,
Барнаул

Мне хочется начать сообщение с констатации новых тенденций в изучении наследия семьи Рерихов. Долгое время интерес исследователей был по преимуществу сосредоточен на деталях биографии членов семьи, их многочисленных контактах, на малоизученных аспектах деятельности и т.д. Это безусловно важное направление сейчас, на мой взгляд, во многом уже исчерпало себя. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что вследствие естественной ограниченности объема подобных сведений некоторые авторы начали домысливать детали, которые, по их мнению, могут привлечь внимание читателей; давать свои интерпретации, часто напоминающие «откровения» желтой прессы. Все это, повторю, говорит о том, что наступило время более углубленного изучения наследия, осмысления Живой Этики как теоретико-методологической основы для самых разных сфер человеческого познания.
Фактически серьезный научный интерес существовал с самого начала, но сейчас само состояние современной науки и философии, их сближение формируют благоприятную основу для качественно нового ее осмысления. К сожалению, надо отметить и появление достаточно большого числа дилетантских работ. Поэтому важнейшей задачей рериховского движения в целом будет глубокое осознание слов Елены Ивановны о том, что изучение Живой Этики и тем более ее развитие должны опираться на общую культуру, на глубокое знание, постоянное изучение всего, что создано человеческой мыслью: «Именно заветы Учения Жизни призывают к самому широкому приобщению ко всем проявлениям человеческого творчества во всех областях жизни. Лишь широко образованный и утонченный в своих вкусах человек может вполне усвоить заветы Ж[ивой] Эт[ики]» [1, с. 349]. Нужно четко понять: Живая Этика – это метанаука и метафилософия и, чтобы развивать ее, надо глубоко знать как науку, так и философию. Хочется отметить, что работы многих современных авторов, проводимые конференции, в том числе и на базе МЦР, демонстрируют такое понимание. Постепенно, несмотря на препятствия, ошибки и прямые искажения, все же формируется слой исследователей, нацеленных, по выражению русских философов, на «живое знание» – подлинный синтез Истины, Красоты и Действия. Работы этих авторов становятся востребованными не только в среде последователей Живой Этики, но и в широких философско-научных кругах. Более того, уже ясно обозначились направления исследований – естественнонаучное, сугубо философское, искусствоведческое. Однако многие темы пока остаются практически не разработанными, и, в частности, философия искусства.

Pages: 1 2 3 4 5 6