Научно-популярный сайт об искусстве и творчестве с позиций идей Живой Этики


Живопись: духовный мир профессора Святослава Рериха

2. И трудимся ночью. 1939

ПРИРОДА КАК УЧИТЕЛЬ

Живопись была для Святослава средством очищения сознания. Его картины выражают русский дух. Он начал рисовать будучи сыном великого художника, философа, мыслителя, исследователя – профессора Николая Рериха. Для Святослава живопись была мостом от сердца к сердцу. Как говорил его отец: «Лучше пять слов, идущих от сердца, чем поток слов с языка». Картины Святослава окутаны особой тишиной, голос которой можно услышать только сердцем. И когда в тишине люди мечтают об озарении своей жизни Светом, тогда тишина становится знаком грядущей эпохи.
Текучие линии плывут в воздухе. Они кажутся одновременно и спокойными и динамичными и несут в себе тайны прекрасных мыслей. Они образуют горы – напоминая нам о том, что, стремясь к покою, мы не должны забывать о Высшем. Озаренные солнцем вершины зовут идущего по жизни, а труд, продвижение, достижения, накопление жизненного опыта помогут ему подняться выше этих зримых высот (3).

3. Канченджанга из Турпиндара. 1952

ОГОНЬ ТВОРЕНИЯ

Поиск нетленного увлек профессора Святослава Рериха в духовное странствие, которое нельзя назвать ни простым, ни сложным. Пылающее красное солнце на его картинах запечатлено во всем своем величии. Озаренный этим великолепием, дух художника возносился к высочайшим пикам, чтобы перенести их красоту на холст. От рассвета до заката появляются и исчезают формы, чтобы в полной тишине вдохновить на созидание несотворенного. С каждым рассветом мир рождается заново, и под лучами cолнца горы загораются холодным и обновляющим огнем. В Индии, взывая к славе и величию Солнца, молят его приоткрыть глубины сущего: om tat savitur varenyam bhargo devasya dhimahi3. Так разное настроение Канченджанги, запечатленное Святославом, отражает состояние его духа (4).

4. Канченджанга. 1954

БОЖЕСТВЕННЫЙ ЛИК ГИМАЛАЕВ

Святослав раскрывал глубину человеческого сердца через таинство эмоций и интуитивных прозрений. В Гималаях он видел божество, стоящее в центре мира подобно властителю земли, как писал великий индийский поэт Калидаса в начальном стихе своей поэмы «Рагхувамса»:

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8