Научно-популярный сайт об искусстве и творчестве с позиций идей Живой Этики


Живопись: духовный мир профессора Святослава Рериха

Astyuttarasyam disi devatatma
Himalayo nama nagadhirajah4.

Гималаи, душа Богов, властитель расположенных на севере гор. Гималаи символизируют единство Мироздания (5).

5. Гепан. Лахул. 1934

Гималаи – символ вечной культуры человечества, место, где настоящее встречается с прошлым и будущим. Они – обитель Риши, прославляющих великий Агни, всеведущий и всепроникающий, в ком начало всего. Изображая Гималаи на холсте, Святослав выявлял собственную индивидуальность; так поэт воспевает то, что ощущает, а живописец пишет то, чем он становится. Картина стоит тысячи слов (6).

6. Канченджанга. Тайный час. 1955

ГОРЫ И ДУХ

Горные пики и «Розовое облако» – это не земные формы, но формы сознания Святослава, воплощающего идею – Tamaso ma jyotir gamayaВыведи меня из тьмы к свету. Сияние
солнца дает жизнь безмолвным, покрытым снегом горам. Кисть Святослава уверенно переносит впечатление на полотно. Мощные мазки его кисти, передавая утонченность и изысканность, наполняют изображение энергией. Преображение природы идет от его глубокого понимания ее более тонких аспектов, стоящих за внешней видимостью. Так он создает живые и одухотворенные тона и атмосферу и выстраивает их в соответствии с пониманием человека, который стремится достичь того уровня, где божественное и человеческое сливаются воедино (7).

7. Розовое облакою

ЦВЕТ ПЛАМЕНИ

Золотисто-красный свет и струящийся ритм очертаний холмов превращают пейзаж в поэзию чувства – так Святослав представляет безоблачное спокойствие (8).

8. Закат в Гималаях. 1934

АРХЕОЛОГ ПРИРОДЫ

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8