Научно-популярный сайт об искусстве и творчестве с позиций идей Живой Этики

Живопись: духовный мир профессора Святослава Рериха | Живая этика и искусство - Part 7


Живопись: духовный мир профессора Святослава Рериха

22. Дуссера. Кулу. 1944

ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Это шествие женщин, несущих воду издалека, эта напоминающая процессию сцена из повседневной жизни показывает центральное положение человечества в Космосе. Эстетический эффект желтых и оранжевых тонов постепенно приглушается сгущающимися сумерками, godhuli vela. Статичность пейзажа оживляет движение быстро идущих женщин. Природа здесь пробуждает желание бежать от городской цивилизации или же придерживаться поучительного ответного чувства человека к природе (23).

23. Шествие. 1942

ЦВЕТ ПЛАМЕНИ НИКОГДА НЕ ПОБЛЕКНЕТ

Цвет дает жизнь; он обладает эмоциональным воздействием. Так Святослав Рерих напоминает нам о том, что нужно не только наполнять, но и окрашивать нашу жизнь в самые различные цвета, не забывая при этом о нравственных и социальных ценностях. Цвет пламени никогда не поблекнет (24).

24. Эти краски никогда не должны поблекнуть. 1964

* * *

На картины Святослава Рериха нужно смотреть не только глазами, ибо они являются отражением чувств и стремлений, эмоций и идеалов, связанных с воспеванием трансцендентальных качеств формы. Центральная идея его живописи – гармония человека и Космоса, показанная через гармонию цветовых сочетаний, возрождающую дух человечества.

1. Сияние духа (санскр., англ.).
2. Пер. стих. Н.К.Рериха «Свет» (1918) цит. по: Рерих Н.К. Цветы Мории. СПб., 1995. С. 27.
3. О, почитаемый бог-Солнце, мы созерцаем Твое божественное сияние (санскр.).
4. Поклон Божественным Гималаям, хвала Властителю гор (санскр.).
5. Сансуй (яп. от кит. «шань-шуй» – «горы-воды»), древний жанр китайской пейзажной живописи, заимствованный культурой Японии во времена правления в Китае династии Мин.

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8