Научно-популярный сайт об искусстве и творчестве с позиций идей Живой Этики

Авторское право на аудиовизуальное произведение


Авторское право на аудиовизуальное произведение

“Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение”, 2009, N 9

АВТОРСКОЕ ПРАВО НА АУДИОВИЗУАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Анализ экономических правоотношений, а также действующих в 2009 г. законодательных актов показал, что право (исключительное или неисключительное) на аудиовизуальные произведения у отдельных бюджетных учреждений, относящихся к системе культуры и искусства, возникает достаточно часто. В статье автор рассматривает особенности правового регулирования правоотношений, возникающих при создании аудиовизуального произведения, его использования с получением и без получения исключительных прав на него, освещает особенности заключения договора об отчуждении исключительного права на аудиовизуальное произведение и лицензионных договоров на его использование. Также автором акцентируется внимание на документальном оформлении использования государственными (муниципальными) заказчиками аудиовизуальных произведений (кинофильмов), созданных в рамках реализации государственных (муниципальных) контрактов.

В соответствии со ст. 1263 ГК РФ аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают:

– кинематографические произведения;

– все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

В создании аудиовизуального произведения, как правило, участвуют несколько человек:

– режиссер-постановщик;

– автор сценария;

– композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.

Авторское право на аудиовизуальное произведение регулируется ст. 1263 ГК РФ. Из п. 4 данной статьи следует, что права изготовителя аудиовизуального произведения, то есть лица, организовавшего создание такого произведения (продюсера), определяются в соответствии со ст. 1240 “Использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта” ГК РФ. В свою очередь, нормы ст. 1240 ГК РФ предусматривают, что лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, иного аудиовизуального произведения, театрально-зрелищного представления, мультимедийного продукта, единой технологии), приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.

Вместе с тем изготовитель вправе при любом использовании аудиовизуального произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом.

Рассмотрим, какие права предоставляются лицам, заключившим договор об отчуждении исключительного права и лицензионный договор, и в чем особенности составления этих договоров.

Договор об отчуждении исключительного права

В соответствии со ст. 1234 ГК РФ по договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне (приобретателю). По своей сути данный договор очень близок к договору купли-продажи, только в этом случае предметом договора является передача исключительного права на созданное аудиовизуальное произведение или его часть.

Договор об отчуждении исключительного права на авторское произведение (аудиовизуальное произведение является авторским) не нуждается в государственной регистрации (ст. ст. 1232, 1234, п. 4 ст. 1259 ГК РФ).

Исходя из положений ст. 1234 ГК РФ, существенными условиями договора об отчуждении результата интеллектуальной деятельности на аудиовизуальное произведение являются:

– письменная форма договора, в противном случае он будет признан недействительным;

– предмет договора, который должен быть сформулирован путем указания на результат интеллектуальной деятельности;

– указание, что права на результат интеллектуальной деятельности передаются в полном объеме;

– цена договора (или указание на то, что договор безвозмездный).

Хотелось бы ненадолго остановиться на таком существенном условии договора, как цена. По договору об отчуждении исключительного права (если в договоре отсутствует указание на то, что он является безвозмездным) приобретатель обязуется уплатить правообладателю предусмотренное договором вознаграждение. При отсутствии в возмездном договоре об отчуждении исключительного права условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные п. 3 ст. 424 ГК РФ, не применяются. То есть здесь имеется в виду, что норма, согласно которой, если стороны не оговорили цену договора, цена считается рыночной, не применяется. Эта особенность связана с тем, что, как правило, определить рыночную стоимость результата интеллектуальной деятельности невозможно, поскольку предмет договора эксклюзивный.

При нарушении приобретателем обязанности выплатить правообладателю в установленный договором об отчуждении исключительного права срок вознаграждение за приобретение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности прежний правообладатель вправе требовать в судебном порядке перевода на себя прав приобретателя исключительного права и возмещения убытков, если исключительное право перешло к его приобретателю. Если исключительное право не перешло к приобретателю, то при нарушении им обязанности выплатить в установленный договором срок вознаграждение за приобретение исключительного права правообладатель может отказаться от договора в одностороннем порядке и потребовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора.

Внимание! При публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняет право на вознаграждение за указанные виды использования его музыкального произведения (п. 3 ст. 1263 ГК РФ). Таким образом, договор об отчуждении исключительного права на аудиовизуальное произведение, которое создано с привлечением труда композитора и используется для публичных показов, должен предусматривать сумму вознаграждения за публичное использование произведения.

Приведем пример передачи исключительного права.

Пример 1. Преподаватель театрального училища А.В. Смирнов в свободное от основной работы время создал для своих учеников аудиовизуальное практическое пособие, предназначенное для углубленного изучения своего предмета. Дирекция училища, посчитав, что созданный преподавателем материал представляет ценность и важен в преподавательском процессе, заключила с А.В. Смирновым договор о передаче исключительного права на интеллектуальное произведение.

По условиям договора исключительное право на аудиовизуальное произведение А.В. Смирнова переходит к театральному училищу с момента заключения договора. В течение трех рабочих дней с момента получения исключительного права на аудиовизуальное пособие театральное училище выплачивает А.В. Смирнову вознаграждение в размере 50 000 руб. После выполнения сторонами условий договора по передаче – получению пособия и выплате вознаграждения правопреемник (театральное училище) вправе использовать пособие по своему усмотрению.

В договоре следует также предусмотреть срок его действия, который не должен превышать срока действия исключительных прав. Согласно ст. 1230 ГК РФ исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации действуют в течение определенного срока, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ. Продолжительность срока действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, порядок исчисления этого срока, основания и порядок его продления, а также основания и порядок прекращения исключительного права до истечения срока устанавливаются ГК РФ. Для определения срока действия исключительного права на аудиовизуальное произведение как авторское произведение, по мнению автора, следует обратиться к ст. 1281 ГК РФ. Из этой статьи следует, что исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти. На произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок действия исключительного права истекает через семьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования.

Оформив исключительное право на аудиовизуальное произведение, правообладатель может использовать его по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом (п. 1 ст. 1229 ГК РФ). Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности (аудиовизуальное произведение) может принадлежать одному лицу или нескольким лицам совместно, если это предусмотрено условиями договора. В данном случае каждый из правообладателей может использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению. Доходы от совместного использования результата интеллектуальной деятельности распределяются между всеми правообладателями поровну, если соглашением между ними не предусмотрено иное (п. 3 ст. 1229 ГК РФ).

Лицензионный договор

Порядок заключения лицензионного договора регулируется ст. 1235 ГК РФ. В соответствии с ее нормами по лицензионному договору одна сторона – обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.

Виды лицензионных договоров

Различают несколько видов лицензионных договоров (ст. 1236 ГК РФ):

1. Простая (неисключительная) лицензия. При заключении этого вида лицензионного договора лицензиату предоставляется право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам.

2. Исключительная лицензия. В этом случае лицензиату предоставляется право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам.

Причем, если лицензионным договором не предусмотрено иное, лицензия предполагается простой (неисключительной).

Существенные условия лицензионных договоров

Согласно ст. 1235 ГК РФ существенными условиями лицензионного договора на получение прав по использованию аудиовизуального произведения являются:

а) письменная форма договора, в противном случае он будет признан недействительным;

б) предмет договора, который должен быть сформулирован путем указания на результат интеллектуальной деятельности;

в) право и способы использования результата интеллектуальной деятельности. Если права и способы использования аудиовизуального произведения прямо не указаны в лицензионном договоре, то оно не считается предоставленным лицензиату;

г) территория, на которой допускается использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Если территория, на которой допускается использование такого результата или такого средства, в договоре не указана, лицензиат вправе осуществлять их использование на всей территории РФ;

д) срок действия договора. Срок, на который заключается лицензионный договор, не может превышать срока действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации. В случае, когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет, если ГК РФ не предусмотрено иное. В случае прекращения исключительного права действие лицензионного договора прекращается. Для каждого вида исключительного права ГК РФ предусматривается свой срок действия этого права. Срок действия исключительного права на аудиовизуальное произведение, еще раз повторимся, установлен ст. 1281 ГК РФ;

е) цена договора или указание на то, что договор является безвозмездным. При отсутствии в договоре ссылки на то, что он является безвозмездным, указания на размер вознаграждения лицензиару договор считается незаключенным. Размер вознаграждения, так же как и в случае передачи исключительных прав по договору отчуждения, не может определяться в соответствии с нормами п. 3 ст. 424 ГК РФ по причине эксклюзивности результата интеллектуальной деятельности.

Внимание! При заключении лицензионного договора также не следует игнорировать п. 3 ст. 1263 ГК РФ, в соответствии с которым композитор имеет право на вознаграждение при публичном исполнении своего произведения. В связи с этим в лицензионном договоре должно быть определено, кто (лицензиат или лицензиар) уплачивает это вознаграждение.

Заметим, что в договоре может быть указана конкретная стоимость или определен порядок расчета вознаграждения правообладателю либо лицензиару. Вознаграждение лицензиару в лицензионных договорах бывает в виде:

– паушального платежа (если предполагается фиксированный (единовременный) платеж);

– роялти (если предполагается, что сумма за использование результата интеллектуальной деятельности будет выплачиваться периодическими платежами).

Бывают и более сложные способы определения вознаграждения: вначале устанавливается конкретная сумма с условием использования аудиовизуального произведения в определенных пределах, а в дальнейшем определяется процент за пользование аудиовизуальным произведением.

Приведем пример формирования такой цены.

Пример 2. Преподаватель театрального училища А.В. Смирнов предоставил право использовать свою аудиовизуальную разработку театральному училищу на основании простой (неисключительной) лицензии. При этом в лицензионном договоре было определено, что по истечении трех рабочих дней с момента предоставления А.В. Смирновым своего аудиовизуального произведения ему выплачивается вознаграждение в размере 30 000 руб. При распространении его произведения ему, как автору, полагается вознаграждение в размере 100 руб. за каждую сделанную копию.

При таких условиях лицензионного договора цена вознаграждения является сложной.

При нарушении лицензиатом обязанности уплатить лицензиару в установленный лицензионным договором срок вознаграждение за предоставление права использования аудиовизуального произведения лицензиар может в одностороннем порядке отказаться от лицензионного договора и потребовать возмещения убытков, причиненных расторжением такого договора (п. 4 ст. 1237 ГК РФ);

ж) представление отчетов об использовании результата интеллектуальной деятельности (или указание в договоре на отсутствие необходимости в представлении подобных отчетов). Лицензиат обязан представлять лицензиару отчеты об использовании результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, если лицензионным договором не предусмотрено иное. Если в лицензионном договоре, предусматривающем представление отчетов об использовании результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, отсутствуют условия о сроке и порядке их представления, лицензиат обязан представлять такие отчеты лицензиару по его требованию (п. 1 ст. 1237 ГК РФ).

Внимание! Лицензионный договор на аудиовизуальное произведение не подлежит государственной регистрации (п. 4 ст. 1259 ГК РФ). А переход исключительного права на результат интеллектуальной деятельности новому правообладателю не является основанием для изменения или расторжения лицензионного договора, заключенного предшествующим правообладателем (п. 7 ст. 1235 ГК РФ).

Оформление исключительных прав

на кинематографические произведения

В этом разделе статьи автору хотелось бы осветить особенности оформления использования исключительных прав на кинематографические произведения. За счет средств бюджетов бюджетной системы РФ с целью развития кинематографа финансируется создание и прокат национальных фильмов (ст. 8 Закона о господдержке кинематографии <1>).

——————————–

<1> Федеральный закон от 22.08.1996 N 126-ФЗ “О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации”.

Согласно ст. 4 Закона о господдержке кинематографии фильм является национальным, если:

– продюсер фильма – гражданин РФ или юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке на территории РФ;

– авторы фильма – граждане РФ;

– в состав съемочной группы фильма (режиссеры-постановщики, операторы-постановщики, операторы, звукооператоры, художники-постановщики, художники по костюмам, монтажеры, актеры – исполнители главных ролей) входит не более чем 30% лиц, не имеющих гражданства РФ;

– фильм снимается на русском языке или других языках народов РФ;

– не менее чем 50% общего объема работ в сметных ценах по производству фильма, тиражированию фильма, прокату фильма и показу фильма осуществляется организациями кинематографии, зарегистрированными в установленном порядке на территории РФ;

– иностранные инвестиции в производство фильма не превышают 30% сметной стоимости фильма.

В качестве национального фильма может рассматриваться также фильм, производство которого осуществляется совместно с иностранными организациями кинематографии при соблюдении условий, определенных соответствующими международными договорами и соглашениями Российской Федерации.

Государственное финансирование производства национального фильма, как правило, не может превышать 70% сметной стоимости его производства. В исключительных случаях с учетом художественной и культурной значимости кинопроекта федеральный орган исполнительной власти в области кинематографии принимает решение о государственном финансировании национального фильма в размере до 100% сметной стоимости его производства (ст. 8 Закона о господдержке кинематографии).

Государственное финансирование осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области кинематографии путем выделения продюсеру, прокатчику, демонстратору национального фильма средств в пределах расходов федерального бюджета, предусмотренных на кинематографию на соответствующий финансовый год. Федеральным органом исполнительной власти здесь, как правило, выступает либо Минкультуры России, либо Минкультуры субъекта РФ <2>. Договор с продюсером <3>, прокатчиком, демонстратором национального фильма заключается в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (ст. ст. 7, 9 Закона о господдержке кинематографии).

——————————–

<2> Положение о Министерстве культуры РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 N 406.

<3> С трактовкой понятий “продюсер”, “прокатчик”, “демонстратор” вы можете ознакомиться в ст. 3 Закона о господдержке кинематографии.

Приведем пример предмета заявки на заключение государственного контракта по созданию игрового национального кинофильма с частичной государственной финансовой поддержкой.

Пример 3. ЛОТ N 1.

Предмет государственного контракта: создание игрового национального кинофильма с частичной государственной финансовой поддержкой на тему “Музыкальный приключенческий фильм для детей (завершение производства)”.

Начальная (максимальная) цена контракта:

7 500 000,00 руб.

Место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг: Российская Федерация, 125009, г. Москва, М. Гнездниковский пер., д. 7, стр. 6.

Сроки поставки товара, выполнения работ, оказания услуг:

С момента заключения государственного контракта по декабрь 2010 г.

ЛОТ N 2.

Предмет государственного контракта: создание игрового национального кинофильма с частичной государственной финансовой поддержкой на тему “Киноальманах о людях и событиях современности (завершение производства)”.

Начальная (максимальная) цена контракта:

5 500 000,00 руб.

Место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг: Российская Федерация, 125009, г. Москва, М. Гнездниковский пер., д. 7, стр. 6.

Сроки поставки товара, выполнения работ, оказания услуг:

С момента заключения государственного контракта по декабрь 2010 г.

Порядок, условия и Основные принципы оказания государственной финансовой поддержки производства национальных фильмов в 2009 г. утверждены Приказом Минкультуры России от 31.12.2008 N 294. Поскольку документ в официальном источнике опубликован не был, содержащуюся в нем информацию можно рассматривать только как справочную. Так, в Приложении 2 к вышеназванному Приказу приведены Основные принципы государственной финансовой поддержки кинопроизводства, которые планировали реализовать в 2009 г. Из него следует, что заявки, поданные на открытые конкурсы по выбору исполнителей работ по реализации проектов национальных игровых, неигровых и анимационных фильмов, включаются в план мероприятий текущего года по решению конкурсной комиссии и финансируются для игровых фильмов, исходя из следующих принципов:

– полнометражные – частичное финансирование из расчета до 25 млн руб. (но не более 70% сметной стоимости);

– полнометражные фильмы-дебюты – до 15 млн руб., что может составлять 100% сметной стоимости;

– завершение производства полнометражного фильма – из расчета до 15 млн руб.;

– киноальманахи, состоящие из короткометражных фильмов-дебютов, – из расчета до 1,5 млн руб. за часть, что может составлять 100% сметной стоимости.

По результатам проведенных торгов на создание аудиовизуального произведения с победителями заключаются государственные контракты, которые визируются исполнителем, начальником отдела, заместителем директора Департамента кинематографии и подписываются директором Департамента кинематографии (по доверенности, выданной Министром культуры России). После этого соответствующие проекты включаются в планы мероприятий по кинопроизводству текущего года.

Порядок и условия финансирования каждого проекта, а также наличие исключительного права на созданное кинопроизведение оговариваются в тексте государственного контракта (договора). Госконтракт (муниципальный контракт) заключается между заказчиком, которым выступает Минкультуры России или Минкультуры субъекта РФ, и исполнителем (продюсером).

В Приказе Минкультуры России от 31.12.2008 N 295 приведены примерные формы государственных контрактов о полной и частичной государственной поддержке производства национальных фильмов на 2009 г. Департаменту кинематографии рекомендуется заключать государственные контракты в соответствии с примерными формами, приведенными в этом документе. Из раздела “Предмет и цена контракта” примерной формы госконтракта следует: исполнитель гарантирует, что обладает исключительным правом или исключительной лицензией на сценарий фильма, а также на результат творческой деятельности режиссера и обязуется на момент подписания контракта представить государственному заказчику заверенные в установленном порядке копии договоров с авторами фильма, за исключением договора с композитором, копия которого представляется в срок 5 (пять) дней с момента его заключения.

В разделе “Права на фильм” указано дословно следующее. Если иное не установлено настоящим контрактом или законодательством РФ, исключительные имущественные права на использование фильма, его составных частей и элементов принадлежат исполнителю (кинокомпании, выполняющей государственный заказ).

Исполнитель имеет право свободного и безвозмездного доступа к переданным им на хранение в Государственный фонд кинофильмов РФ (для неигрового кино – Российский государственный архив кинофотодокументов) оригиналам материалов фильма.

Исполнитель (а в случае передачи прав на фильм – его правопреемник) обязуется в течение всего срока действия авторского права на фильм по требованию государственного заказчика предоставить указанному государственным заказчиком лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование фильма для государственных нужд, в том числе:

– в информационных, научных, учебных или культурных целях;

– в рамках проведения недель российского кино, дней российской культуры и подобных мероприятий за рубежом;

– для участия в российских и международных кинофестивалях;

– в рамках организации творческих вечеров, памятных дат и иных подобных мероприятий с бесплатным для зрителей входом.

Это условие госконтракта разработано в соответствии с требованиями ст. 1298 ГК РФ. Согласно ее нормам исключительное право на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, может принадлежать:

– исполнителю, являющемуся автором либо иным выполняющим государственный или муниципальный контракт лицом. В этом случае исполнитель как правообладатель по требованию государственного или муниципального заказчика обязан предоставить указанному им лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование соответствующего произведения науки, литературы или искусства для государственных или муниципальных нужд;

– РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик. В этом случае исполнитель обязан путем заключения соответствующих договоров со своими работниками и третьими лицами приобрести все права или обеспечить их приобретение для передачи соответственно РФ, субъекту РФ и муниципальному образованию. При этом исполнитель имеет право на возмещение затрат, понесенных им в связи с приобретением соответствующих прав у третьих лиц;

– совместно исполнителю и РФ, исполнителю и субъекту РФ или исполнителю и муниципальному образованию. Здесь государственный или муниципальный заказчик вправе предоставить безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование такого произведения науки, литературы или искусства для государственных или муниципальных нужд, уведомив об этом исполнителя.

Таким образом, несмотря на то что на сегодняшний день Минкультуры считает необязательным получать исключительные права на созданные даже при полной финансовой поддержке государства аудиовизуальные произведения, они используются государственным (муниципальным) заказчиком, как правило, на основании выданной безвозмездно простой (неисключительной) лицензии. Вместе с тем законодательство не запрещает предусматривать в государственном (муниципальном) контракте иные условия передачи исключительных прав.

Т.Сильвестрова

Эксперт журнала

“Учреждения культуры и искусства:

бухгалтерский учет и налогообложение”

Подписано в печать

27.08.2009