Научно-популярный сайт об искусстве и творчестве с позиций идей Живой Этики

Авторское право на служебное произведение » Живая этика и искусство


Авторское право на служебное произведение

“Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение”, 2009, N 8

АВТОРСКОЕ ПРАВО НА СЛУЖЕБНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Часто работодатели не задумываются об особенностях оформления трудовых отношений с работниками интеллектуального труда. Недальновидность работодателя приводит к тому, что работники в дальнейшем оспаривают исключительное право на созданное ими произведение с целью использования результатов интеллектуального труда по своему усмотрению. Деятельность работников учреждений культуры в основном непосредственно связана с созданием произведений в служебных целях, которые применяются работодателем. Поэтому мы считаем, что необходимо осветить в статье вопросы, касающиеся сохранения за работодателем исключительного права на результаты интеллектуального труда работников, выплаты вознаграждения за их труд, условий перехода исключительного права на произведение от работодателя к работнику.

До вступления в силу части четвертой ГК РФ (до 01.01.2008) правовые отношения по регулированию авторских прав на служебные произведения устанавливались Законом РФ от 09.07.1993 N 5351-1 “Об авторском праве и смежных правах” <1>. Анализ этих документов показал, что в чем-то нормы ГК РФ дублируют положения действовавшего ранее Закона, а в чем-то эти нормы принципиально новы. Особенности регулирования отношений, связанных с созданием и использованием служебных произведений, установлены ст. 1295 ГК РФ. Предлагаем рассмотреть требования этой статьи через призму разъяснений ВС РФ и ВАС РФ, приведенных в Постановлении Пленума ВС РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 (далее – Постановление N 5/29). Это связано с тем, что последней инстанцией, к которой обращается работодатель при разрешении конфликтных ситуаций с работниками, является, конечно же, суд. Суды при решении споров руководствуются не только нормативными документами, арбитражной практикой, сложившейся по данному вопросу, но и разъяснениями ВС РФ и ВАС РФ. Для того чтобы заранее предположить исход судебного дела, следует знать о том, что думают суды при решении интересующего нас спора. Именно поэтому, рассматривая нормы ст. 1295 ГК РФ, мы не оставим без внимания Постановление N 5/29. Верховный Суд и ВАС РФ разработали этот документ с целью единообразного подхода к решению судами судебных споров по применению части четвертой ГК РФ.

——————————–

<1> Утратил силу с 01.01.2008.

Что это – служебное произведение?

Служебным произведением является произведение литературы, искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (п. 1 ст. 1295 ГК РФ, п. 39.1 Постановления N 5/29). В качестве служебных произведений могут быть созданы:

– литературные произведения;

– драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

– хореографические произведения и пантомимы;

– музыкальные произведения с текстом или без текста;

– аудиовизуальные произведения;

– произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства и др.

Для определения того, является ли созданное работником по конкретному заданию работодателя произведение служебным, необходимо установить, входило ли это задание в пределы трудовых обязанностей работника. Но прежде нужно понять, а что такое трудовые отношения и как они возникают.

Согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с требованиями ТК РФ. Вместе с тем из ст. 56 ТК РФ следует, что трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, на основании которого работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у работодателя.

Таким образом, если работник создал произведение в рамках трудовых обязанностей, регулируемых трудовым договором (соглашением к договору), то оно является служебным. Если такое задание работодателя в его трудовые обязанности не входило, то созданное произведение не может рассматриваться как служебное: исключительное право на него принадлежит работнику, его использование работодателем возможно лишь на основании отдельного соглашения с работником и при условии выплаты ему вознаграждения (п. 39.1 Постановления N 5/29).

Пример 1. Физическое лицо, заключая трудовой договор с работодателем (учреждением культуры), принимается на штатную должность костюмера. Его трудовыми обязанностями согласно трудовому договору является создание костюмов для действующих лиц в спектаклях, тематику которых определяет работодатель. В служебном задании указываются название произведения и краткое описание сюжета, размер и материал. Для его выполнения работодатель предоставляет соответствующее оборудование, организует рабочее место, обеспечивает безопасность труда, то есть создает необходимые условия для реализации работником своей трудовой функции (ст. 22 ТК РФ).

Поскольку работа над художественным продуктом осуществляется в пределах трудового договора и согласно выданному служебному заданию, результат интеллектуальной деятельности костюмера является служебным произведением.

Приведем другой пример.

Пример 2. Режиссер-постановщик, работающий по трудовому договору в драматическом театре, в свободное от основной работы время поставил спектакль “Красная шапочка” в детском театре. Из условий трудового договора, заключенного с драмтеатром, не вытекает, что созданные в свободное от основной работы время произведения также являются служебными для драматического театра.

Таким образом, для драмтеатра постановка спектакля “Красная шапочка” не является служебным произведением.

Или вот еще пример.

Пример 3. Главный бухгалтер дворца культуры в рабочее время, используя писчие принадлежности и компьютер работодателя, придумал сценарий к празднику и продал исключительное право на него дому культуры. Узнав об этом, работодатель стал оспаривать исключительные права на этот сценарий.

Поскольку в трудовые обязанности работника не входило создание произведений, сценарий праздника не является служебным произведением для дворца культуры, поэтому последний не вправе претендовать на исключительное право на него (ст. 1295 ГК РФ).

Исключительное право на служебное произведение

принадлежит работодателю, но его можно лишиться…

Обычно работодатель всегда хочет, чтобы исключительное право на служебное произведение оставалось за ним. Согласно абз. 1 п. 2 ст. 1295 ГК РФ исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное. Поэтому, пойдя на маленькую хитрость, работодатель в трудовом договоре может умолчать о правообладателе исключительных прав на созданное в рамках служебного задания произведение. В этом случае оно будет закреплено за ним. Вместе с тем во избежание возможных конфликтных ситуаций в части оспаривания исключительных прав на произведение, при заключении трудового договора (или иного договора) с работником, чья трудовая деятельность предполагает создание произведений, рекомендуем прописать следующую фразу – “исключительное право на созданное произведение принадлежит работодателю”. При этом работодателю не следует забывать о том, что вне зависимости от того, кому принадлежат исключительные права на произведение, его автором в любом случае является человек, его создавший. В то же время работодатель вправе при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Также для устранения сомнений в том, что созданное произведение является служебным, и осложнения задачи работнику, если он попытается в суде доказать, что служебное произведения таковым не является, и оспорить интеллектуальное право на него, рекомендуем документально оформлять служебное задание в виде приказа или служебной записки.

Приведем пример приказа.

Государственный театр оперы и балета

г. Москва                                                    19.05.2009

Приказ N 145-к

о служебном задании

В рамках работы по постановке балета “Анна Каренина”

приказываю:

1. Режиссеру Петрову В.И. приступить к постановке балета “Анна Каренина” и завершить ее к 21.09.2009.

2. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Руководитель театра                       Смирнов          А.А. Смирнов

С приказом ознакомлен                     Петров           В.И. Петров

20.05.2009

Вроде бы все предусмотрел работодатель, чтобы исключительное право на произведение принадлежало ему одному, однако частью четвертой ГК РФ установлены условия перехода исключительного права на авторское произведение, созданное в рамках выполнения работником своих трудовых функций, от работодателя к работнику. Главным определяющим фактором в этом вопросе является временной период. Так, следуя новым нормам законодательства, работодатель должен быть осмотрительным, убирая на полку до лучших времен служебное произведение. Исходя из п. 2 ст. 1295 ГК РФ исключительное право на созданное служебное произведение переходит к автору, если работодатель в течение трех лет со дня, когда оно было предоставлено в его распоряжение:

– не начнет его использовать (оно не будет воспроизведено, распространено, выпущено в публичный показ, сообщено в эфире или по кабелю);

– не передаст исключительное право на произведение другому лицу;

– не сообщит автору о сохранении произведения в тайне. Рекомендуем уведомлять автора о сохранении его произведения в тайне до определенного срока в письменном виде. Например, в виде приказа с содержащейся на нем подписью о том, что автор с этим приказом ознакомлен.

Пример 4. Иванов А.А. нарисовал декорации к спектаклю “Дон Кихот”. Однако в течение трех лет со дня сдачи результатов работы работодателю не был проведен публичный показ спектакля и используемых там декораций. Иванова А.А. письменно не уведомили о том, что результат его работы является тайной, поэтому он, перейдя на работу к другому работодателю, использовал свои эскизы и нарисовал идентичные декорации.

В этом случае действия Иванова А.А. соответствуют нормам законодательства и попытка оспорить его действия в суде результата не принесет.

Внимание! В отношении служебных произведений, созданных до 01.01.2008, по которым работодатель не совершил до этой даты ни одно из вышеназванных действий, трехлетний срок начинает течь с 01.01.2008 (п. 39.2 Постановления N 5/29).

При переходе к работнику-автору исключительных прав на созданное им служебное произведение он вправе использовать его по своему усмотрению, то есть способом, не обусловленным целью служебного задания, а также способом, обусловленным целью задания но вытекающим за пределы задания работодателя, при условии, что договором между работником и работодателем не предусмотрено иное (п. 39.3 Постановления N 5/29).

Пример 5. Петров В.И. работал с артистами театра оперы и балета над постановкой балета в течение нескольких месяцев. На сцене театра данный спектакль по не зависящим от режиссера причинам в течение трех лет показан не был. Администрация театра не ставила Петрова В.И. в известность о сохранении в тайне его работы. Договор на передачу исключительных прав на постановку балета другому лицу также заключен не был. По истечении этого срока режиссер, работая уже в другом театре, поставил этот балет. Администрация театра оперы и балета пыталась доказать неправомерность постановки, утверждая, что исключительные права на произведение принадлежат их театру.

Действия Петрова В.И. в этом случае соответствуют нормам законодательства. Администрация театра оперы и балета не сможет доказать свое исключительное право на постановку балета. Вместе с тем этот балет может быть поставлен на сцене театра оперы и балета с использованием рабочих материалов Петрова В.И. или привлечением его к работе за дополнительное вознаграждение.

Исключительное право на служебное произведение

изначально принадлежит работнику-автору

Исключительное право на произведение может принадлежать работнику-автору, если (ст. 1295 ГК РФ, п. 39.3 Постановления N 5/29):

– произведение является служебным, но исходя из условий договора исключительное право на него принадлежит автору;

– оно было получено автором в течение трех лет с момента передачи произведения работодателю;

– исходя из условий трудового договора (соглашения к трудовому договору) созданное произведение не является служебным.

О том, что автор по своему усмотрению может использовать произведение, исключительное право на которое он имеет, мы говорили выше.

Вознаграждение работника интеллектуального труда

при использовании работодателем его результатов

Согласно п. 2 ст. 1295 ГК РФ при использовании работодателем служебного произведения до истечения трех лет с момента, когда это произведение было передано работодателю или исключительное право на него было передано в этот срок другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает данное право и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование произведения в указанный срок. Во всех случаях вознаграждение выплачивается работодателем, даже если использование произведения осуществляется третьим лицом по лицензионному договору или исключительное право на произведение перешло к новому правообладателю (п. 39.2 Постановления N 5/29). Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора – судом. Размер вознаграждения может быть установлен в виде фиксированной суммы либо в процентном отношении.

Здесь хотелось бы обратить внимание читателей вот на что. Законодательством четко не урегулирован вопрос, является ли выплата заработной платы в обычном размере основанием для погашения работодателем своего обязательства по выплате вознаграждения автору служебного произведения. Вместе с тем, принимая во внимание тот факт, что вознаграждение автору должно выплачиваться, если его произведение используют третьи лица либо право на произведение перешло новому правообладателю, мы все же приходим к выводу, что здесь законодатель имел в виду дополнительные выплаты, а не заработную плату. Да и нормы ст. 135 ТК РФ подтверждают нашу позицию.

Напомним, что в соответствии с данной статьей заработная плата работнику устанавливается трудовым договором согласно действующим у этого работодателя системам оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами на основании трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Заключительное положение

При рассмотрении дела о защите авторских прав суд будет исходить из того, что, пока не доказано иное, автором произведения (обладателем исключительного права на произведение) считается лицо, указанное в качестве такового на экземпляре произведения. Необходимость исследования иных доказательств может возникнуть в случае, если авторство лица на произведение оспаривается (п. 42 Постановления N 5/29).

Т.Сильвестрова

Эксперт журнала

“Учреждения культуры и искусства:

бухгалтерский учет и налогообложение”