Научно-популярный сайт об искусстве и творчестве с позиций идей Живой Этики

Григорий ИВЛИЕВ. Гением можно стать в любом возрасте. » Живая этика и искусство


Для этого художественное образование должно развиваться повсеместно.
Григорий ИВЛИЕВ
председатель Комитета Государственной думы по культуре

Не так давно в истринской детской школе искусств «Вдохновение» состоялось совместное заседание сразу трех президиумов: Государственного совета, Совета по культуре и искусству и Совета по науке и технологиям. Тот факт, что на новый виток обсуждения вышли не только проблемы общего, но и так называемого дополнительного образования, не может нас не радовать.

Хотя мы уже давно боремся с тем, что начальное художественное образование имеет термин «дополнительное». Детские школы искусств мы не можем рассматривать как одну из форм дополнительного образования. Это специальное художественное образование, вид образовательной деятельности, который должен развиваться повсеместно.

Дмитрий Медведев отметил, что главное, на что нам нужно обратить внимание, — это создание системы поддержки одаренных детей. И эта система «должна быть сквозной и включать в себя прежде всего региональное и муниципальное звено». Более того, базисом этой системы как раз и являются детские школы искусств.

Сейчас в них учится порядка 11 процентов детей, это очень мало — образование по-прежнему остается элитарным. В программе правительства указано, что к 2020 году необходимо достигнуть 11 процентов, — это принципиально не тот показатель, который нам нужен. В некоторых областях уже сейчас по 13 процентов детей обучаются в ДШИ.

В школах искусств должно учиться большинство детей. Тому есть множество аргументов. Один из них довольно прост и подтверждается, как говорится, практическими примерами: гениальность может проявиться в любом возрасте. Общеизвестно, например, что Бунин не очень хорошо учился в школе. И таких примеров масса. Но смысл образования не только в том, чтобы выявлять таланты, гениев и давать им возможность развиваться. Сущность начального профессионального образования в том, чтобы развить навыки владения музыкальным инструментом, кистью — развить творческую активность, образное мышление, усидчивость и трудолюбие. Дети, занимающиеся в детских школах искусств, более собранные, они умеют планировать свое время. И задача начального профессионального образования, как великолепно сказал один педагог, даже не в том, чтобы создать деятелей, которые придут на сцену, а создать тех людей, которые придут в зрительный зал. И эту функцию мы при 11 процентах обучающихся никак не выполним. И знаете, внутри общества понимание этой проблемы существует.

Уже сейчас город, район или селение, в котором нет детской музыкальной школы, люди считают менее престижным, менее привлекательным для проживания. В больших городах музыкальные школы есть практически в каждом районе. Другое дело, что технический, технологический уровень этих учебных заведений соответствует в лучшем случае стандартам прошлого века. Да, советское время позволило сформировать нам уникальную систему художественного образования, признанную во всем мире. Эта система — к счастью, сохраняется. За последние годы из почти 5600 детских школ искусств исчезли всего 200. И крайне важно не допустить дальнейшего исчезновения этих уникальных учебных заведений, их связи с колледжами, вузами культуры и искусств.

Но мы не можем не отвечать на потребности XXI века, поэтому систему нужно развивать, наполнять новым содержанием. «Новые идеи, новые технологии и новое содержание — это именно то, что будет требоваться от сегодняшних школьников и студентов буквально в ближайшие несколько лет», — отметил в своем выступлении Дмитрий Анатольевич Медведев.

Другое дело, что развитие инфраструктуры культуры, по-прежнему, не является приоритетом в различных социально-экономических программах. По сегодняшнему положению дел мы можем судить разве что об отношении представителей разных уровней власти к культуре, искусству, их роли в воспитании подрастающего поколения. У нас в одном районе детская школа искусств может иметь хорошее, отдельно стоящее здание, где в комфортных условиях занимаются различные творческие коллективы. А в другом районе — подчас соседнем — в местном Доме культуры 6 градусов тепла в зале, туалет на улице, крыша протекает, и, конечно, мало кто из родителей, даже в случае исключительно талантливых педагогов, отпустит своих детей заниматься в таких жутких условиях.

В прошлом году мы специально еще раз уточнили статью 7 Основ законодательства о культуре, где прописали, что вопросы развития культуры должны быть учтены в любой программе социального развития — федеральной, региональной или муниципальной.

И в действительно хорошей, грамотной программе «Социальная поддержка села до 2012 года» присутствовал культурный аспект. Но, к сожалению, в результате сокращения бюджетных ассигнований раздел «Культура» профинансирован не был. К культуре в очередной раз отнеслись по остаточному принципу. И с этим отношением необходимо бороться.

Культура — самостоятельный социально-экономический ресурс развития. И чем больше мы углубляемся в XXI век, тем отчетливее видим, что туризм, объекты культурного наследия, музыкальные школы, институты культуры — это те системы, которые позволяют организовать социальную жизнь на должном уровне. Мы должны сделать так, чтобы все социально-экономическое развитие замыкалось на культуру как цель, и использовало культуру как средство реализации заложенных в той или иной программе возможностей.

Надеемся, что в какой-то степени этому будет способствовать принятие нового базового закона о культуре, над которым наш комитет совместно с Российским институтом культурологии, творческими союзами, деятелями культуры и искусств сейчас работает. В частности, в законе мы хотим дать четкие определения того, что есть право на художественное образование, на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни. И как эти права должны обеспечиваться государством. Нам важно проследить всю цепочку, сверху донизу: закрепить статус детской школы искусств как начального этапа профессионального образования. Соединить среднее профессиональное образование в сфере искусства с общим основным образованием.

Наши балетные школы, специальные музыкальные школы, колледжи, лицеи и т.д. обладают определенной спецификой, поэтому там должны быть другие программы основного общего образования. И мы должны закрепить непрерывность нашего образования: начальное, среднее, высшее, послевузовское. А сейчас возникают необъяснимые пробелы. Например, в общеобразовательной школе ребенок учится 11 лет, а в музыкальной — 7. И если даже его принять с 4-го класса, то все равно год-два человек остается не у дел. Не может человек 7 лет играть на скрипке, потом 2 года не играть, а через 2 года прийти и снова заиграть. Так не то что профессионала — любителя не воспитаешь. Это всем понятно, но в правовом отношении непрерывность художественного образования как норма не закреплена.

Только четко прописанные в законодательстве формулировки и такие же четкие, эффективные программы по развитию культуры, образования, которые, мы надеемся, все же будут нам предложены Министерством культуры РФ, могут дать должный эффект.

Газета «Культура», №17 (7730) 13-19 мая 2010г.

Похожие сообщения:

  • Нет похожих сообщений.
Воскресенье, 16 мая, 2010
Вы можете оставить комментарий.

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.