Научно-популярный сайт об искусстве и творчестве с позиций идей Живой Этики

Персидская серия картин Николая Рериха » Живая этика и искусство



Серия картин Николая Рериха «Сказания Ирана» (составлена в 1938).

 

Картина Николая Рериха. Абдал-Мутталиб ищет воду. Замзам. 1938

Картина Николая Рериха. Абдал-Мутталиб ищет воду. Замзам. 1938

 
Картина Николая Рериха. Абдал-Мутталиб ищет воду. Замзам. 1938
Картина написана по иранскому пересказу предания о деде пророка Мухаммада, вновь открывшем колодец Замзам.
По преданию, когда Хаджар оказалась на месте современной Мекки, она начала искать воду между холмами ас-Сафа и аль-Марва. Ангел Джибриль (Гавриил) ударил своей ступнёй (или крылом), и из этого места чудесным образом образовался источник Замзам. Участок между Замзамом и Макамом Ибрахима, по одному из мусульманских преданий, считается местом захоронения пророков Шуайба, Салиха, Нуха и Худа.

Позднее родник был забыт, но в VI веке его вновь открыл Абд аль-Мутталиб, дед пророка Мухаммеда.

И картина Николая Рериха изображает этот известный эпизод из истории источника Замзам, рассказанный Ибн Хишамом в «Жизнеописании пророка Мухаммада», и Абд-аль-Мутталиб в этой истории – главный герой.

Согласно исламскому преданию, когда Абд-аль-Мутталиб решил выкопать колодец Замзам, во сне явился к нему Дух и сказал: «Выкопай Замзам! Если ты выкопаешь его, то не раскаешься в нём. Это наследие твоего самого великого предка, он никогда не истощается и не вычерпывается, утоляет жажду великих паломников, как великая милость, не делится; в нём дают обет благодетелю, он будет наследством и прочным договором – не так, как некоторые вещи, которые ты уже знаешь. Он находится под отбросами и кровью». Утверждают, что когда это ему было Сказано, он спросил: «А где это?». Ему было Сказано: «Где кишат муравьи, где завтра будет клевать ворона». Утром следующего дня отправился Абд-аль-Мутталиб вместе со своим тогда единственным сыном аль-Харисом и нашёл то место, где был муравейник, и ворона клевала землю. Он пришёл с киркой и приготовился копать там, где ему было велено.

Картина Николая Рериха. Искандер и отшельник. 1938

Картина Николая Рериха. Искандер и отшельник. 1938

Искандер и Отшельник (1938 г.)

«Искандер — это индийский принц. На берегу реки у пика высокой горы сидит Учитель-мудрец, к которому пришел ученик — Искандер. Картина пронизана радостью встречи. В руках ученика Книга Мудрости, которую дал ему Учитель. В ней говорится о цели и смысле жизни человека на Земле: «Цель — огонь сохранить не утратив, но приумножив его. А всё, что происходит вовне, не важно, ибо внешнее не возьмем с собой в путь дальний к звездам. Мимо, пусть мимо несется жизни поток, ибо на берегу сидит Учитель, созерцающий его, а рядом с ним — ученик. Входя же в поток и отождествляя себя с ним, теряет способность вошедший распознавания Майи (иллюзии)». (Грани Агни-Йоги)

Картина посвящена Искандеру — герою многих индийских легенд и сказаний. Поэт 25 века Джами в «Книге мудрости Искандера» пишет:

Познал законы он небесных сфер,

Лишь истина была ему в пример.

Не обольщался внешним видом он,

Лицом к явленьям сути обращен, и, возмужав душой,

Он был готов писать на свитке мира и веков.

В истории сохранилось много свидетельств о том, что Александр Македонский (Искандер), будучи всесторонне образованным человеком, принял посвящение и в мистерии Египта. Поэтому его поход на Восток имел не только конкретно-исторический, но и идеальный аспект, т.е. скрытый, эзотерический смысл. Можно предположить, что Александр сознательно стремился в Северную Индию, к реке Беас. Тремя веками позже другой посвященный — Ап. Тианский — именно с этого рубежа начал свой тайный путь в страну Святых.

Известно, что когда войско Ал. Македонского вынужденно остановилось на реке Беас, он дальше пошел один. Куда же? Скорее всего, он искал земной рай, обетованную страну, о которой ему могли поведать Учителя мистерий. С другой стороны, есть предположение, что к этому времени он уже достиг желанной цели: когда он находился в Средней Азии, он совершил «загадочное путешествие на край света». О существовании Заповеданной Страны он узнал от наставника посвященных Хадира. Об этом походе Македонского античные историки молчат, отправив царя из Средней Азии сразу в Индию. Может быть, это было странствие духовное?

Не забудем, что он обладал Камнем, поэтому велика вероятность того, что он побывал в одном из Ашрамов Гималайской Твердыни и там получил Указы и Камень для исполнения своей великой миссии. Из поэмы Низами «Искандер-наме» можно проследить путь его. Через месяц пути по серебристому песку странникам открылся край, дышащий блаженством. Там жили мудрецы в лазурных шатрах, но это был еще не рай. Рай земной он нашел еще через месяц в зеленой изобильной долине, защищенной незримой силой (психической энергией) от кощунственных посягательств».

Урикова Н.В.


 
Рерихи, как большие ценители искусства собрали замечательную коллекцию персидской живописи (миниатюры).

Когда Николай Рерих решил написать известную в иранской традиции легенду о посещении Александром Македонским (Искандером) отшельника, он, естественно, обратился к трактовке легенды древнеиранскими художниками, которые канонизировали этот сюжет еще в средние века.

Низами повествует о том, что «однажды воины спросили Искандера, почему он так жалует святых отшельников. Если молитва сильнее меча, то они бросят оружие. Полководец не ответил им.

Вскоре его войска приходят к Дербентскому ущелью и осаждают стоящий в нем замок, занятый разбойниками. Даже стенобитные машины не могли сокрушить мощные укрепления замка.

Тогда Искандер идет к живущему поблизости в горах отшельнику, который творит молитву, и стены замка рушатся.«Что же все-таки сильнее, — спрашивает Искандер своих воинов, — ваши мечи и стенобитные машины или молитва немощного старца?»*

В иконографии легенды Искандер беседует с седовласым отшельником на фоне черного проема пещеры, обычно их окружают спутники царя.Николай Рерих немного отошел от традиции, ведь по легенде встреча произошла ночью, а на картине — день.

Но как же мог Певец гор даже в канонической истории не показать поэзии горного царства, которые вечно прекрасны под лазурью неба.

  • Низами. Хамсе.

Наталия Жукова «ИСКАТЕЛЬ МУДРОСТИ» (Журнал «На Восходе», №7, 2003, с. 10 – 13.)


В своих завоеваниях Александр Македонский доходил до Индии. Н.К.Рерих отмечал, что полководец побывал и в долине Кулу, в Гималаях, где художник жил в конце жизни: «Я пишу эти строки в величественных Гималаях. Далеко внизу серебряной лентой извивается река Биас. У этой самой реки Александр Великий остановился в своём походе на Восток. Итак, даже здесь, в Гималаях, живёт память об Элладе»(Рерих Н.К. Триумф Эллады // Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 2. – М., 1995. С. 239). «Берега Биаса связаны… с Александром Великим, войско которого не пошло дальше этой горной реки»(Рерих Н.К. Наггар // Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 2. – М., 1995. С. 116).

На Востоке Александра Македонского называли Искандер Зулькарнайн, то есть «двурогий» — покоривший оба рога вселенной — Запад и Восток. В Коране он назван пророком.

Подвиги Искандера воспевали многие восточные писатели и поэты с первых веков нашей эры до XVIII века включительно. Вспомним некоторые имена: Табари, Балами и Фирдоуси (X в.), Ат-Туртуши и Газали (XI–XII вв.), Низами (XIII в.), Дехлеви (XIII–XIV вв.), Джами и Навои (XV в.) и другие. Многочисленны были устные предания и легенды. Но наиболее ярко и полно писали об Искандере Фирдоуси и Низами. «И не живут ли и посейчас певучие образы и мысли поэтов… в которых излюбленные народные герои произносят незабвенные слова мужества, подвига, преданности и любви»(14), — вспоминаются вдохновенные строки Николая Константиновича Рериха.

«Разве не прекрасна »Книга царей», созданная мощью великого поэта, выразившего иранское самосознание?!»(15) — писал Рерих о поэме «Шах-наме» Абулькасима Фирдоуси.

Картина Николая Рериха. Гистасп (Шах Наме). 1938

Картина Николая Рериха. Гистасп (Шах Наме). 1938

Согласно «Шах-наме»(Здесь и далее см. Фирдоуси. Шахнаме. Т. 5. – М.: Наука, 1984), Искандер являлся законным наследником персидского престола, так как он был сыном персидского царя. В битвах он побеждал войска врагов, но проявлял милосердие к царю Дарию и его семье. Когда того погубили его же придворные, Искандер оплакивал властителя. Он женился на дочери Дария Роушанек и стал правителем Персии. Далее описываются походы Искандера в фантастические страны, поиски живой воды, построение вала против диких народов.

Во время своих походов Искандер попадает в Индию, в страну брахманов-отшельников. Вот как описывает их поэт.

…Тела измождённые обнажены,

Согбенны, но души познаньем сильны.

Одежда их — листья, а снедь — семена,

Им пиршества чужды, война не нужна.

В степях и горах обитают они,

Там пищу и кров обретают они.

Там и происходит примечательная беседа правителя с мудрецом. Искандер задаёт ему вопросы.

Спросил: «От неведенья кто пробуждён?

Кто может быть грешником в мире сочтён?» (…)

Сказал он в ответ: «О благой властелин,

Достигнуть стремящийся правды глубин!

Избавлен от мрака неведенья тот,

Кто малым довольствуясь, в мире живёт.

Всех более грешен, кто злобой палим

И алчностью лютой всегда одержим.

Уверишься в правде сужденья сего,

Коль взор обратишь на себя самого». (…)

Царь ищет побед, но усилий его

Не стоят сокровища мира сего.

Срок минет, покинет он бренный дворец,

Оставит богатства, оставит венец.

С собой лишь благие деянья возьмёт,

Главу и престол его прах занесёт.

Царь готов одарить мудрецов. «Они говорят: »Закрой перед нами врата старости и смерти». Искандер сознаётся, что это не в его силах. »Зачем же, — спрашивают они, — ты тогда стремишься к завоеванию всего мира?»»(Бертельс Б.Э. Роман об Александре и его главные версии на Востоке. – М.-Л., 1948. С. 29)

Наиболее полно раскрыл образ Искандера великий персидский поэт, учёный, праведник и мудрец Низами Гянджеви в поэме «Искандер-наме», которая завершает его знаменитую книгу «Пять поэм», или «Хамсе». Эту поэму Низами написал в конце жизни, в 1203 г., через 300 лет после Фирдоуси, и выразил в ней свои сокровенные чаяния.

Низами был образованнейшим человеком своего времени, однако превыше всех наук он почитал мудрость, которой владели только суфии-мистики, старцы-наставники. Как и все персидские поэты X-XIII вв. он в своих произведениях был воспитателем и учителем этики. Не случайно по-персидски этика — адаб, а литература — адабиёт. Для поэта главная задача — духовно возвысить человека.( См. Низами. Искандер-наме // Пять поэм. – М.: Правда, 1988)

В поэме Низами впервые складывается образ Искандера как идеального правителя, защитника слабых и угнетённых, царя-философа и пророка. Даже происхождение его необычно — согласно Низами, он сын отшельницы и усыновлён царём Филиппом. Искандер — бесстрашный рыцарь, гроза всего тёмного и злого, защитник и покровитель обиженных…

Все походы Искандера в поэме Низами связаны с поисками великих носителей истины. Так, Искандер беседует с индийским магом, а затем встречается с семью великими мудрецами: Сократом, Аристотелем, Платоном, Аполлонием Тианским, Фалесом Милетским, неоплатоником Порфирием Тирским и Гермесом Трисмегистом. Он ведёт с ними тайные беседы о сотворении мира.

О встречах Искандера с отшельниками поэт упоминает неоднократно.

«Воины Искандера спрашивают его, почему он так жалует святых отшельников, когда все победы обеспечили ему только они, воины. Если молитва сильнее меча, они побросают мечи. Но Искандер не отвечает им. Вскоре войска приходят к Дербентскому проходу. В этом ущелье стоит замок. (…) Искандер осаждает его. Стенобитные машины оказываются бессильными разбить его мощные стены. Осада затягивается.

Искандер узнаёт, что поблизости в горах живёт святой отшельник, и отправляется к нему. По просьбе Искандера отшельник творит молитву — стены замка тут же рушатся, разбойники сдаются Искандеру. »Что же всё-таки сильнее, — спрашивает он теперь своих воинов, — ваши мечи и стенобитные машины или молитва мудрого старца?»»(Низами. Искандер-намэ // Низами. Пять поэм.  М.: Правда, 1988. – С. 374 )

И ещё одну встречу Искандера с отшельником описывает Низами. На этот раз им был мудрец Сократ, (или Букрат по другой версии), который удалился от мира в уединение.

Искандер устраивает пир для учёных и, высоко ценя мудрые наставления Сократа, приглашает его во дворец. Но Сократ отказывается прийти. Снова и снова Искандер посылает к нему гонцов. Но тщетно.

Только Господу служба Сократу знакома.

Для людей у Сократа не будет приёма.

Наконец сам Искандер решает пойти к мудрецу. Он предлагает ему богатства и чины. Но Сократ отвечает, что он гораздо богаче Искандера.

Я богаче тебя, подвиг светлый верша.

Я — в посту, а твоя ненасытна душа.

Далее он говорит царю: «Я — дающий веленья, а ты — исполнитель».

Царь гневается, но отшельник объясняет, что он покорил свои страсти, а Искандер подчиняется им.

Перед этим рабом ты склонился, о славный!

Пред слугою моим ты — служитель бесправный.

Сократ даёт Искандеру поучения, как сделать душу прекрасной.

С сердца ржавчину счисть — и в пути ему милом

Привлечётся оно лишь к возвышенным силам.

И Фирдоуси, и Низами восхищались духовными достижениями святых отшельников, которые неизмеримо выше богатства, славы и власти земных правителей. Только мудрец, чьё сердце свободно от земных страстей, может видеть Истину и передавать её другим. «»И положил с вечера мысль на сердце, а заутро дал решение», сказано о Старце Горы в хрониках персидских»( Сердце. 394).

Персидские миниатюристы иллюстрировали многие страницы поэм об Искандере. «Никто не забудет художников Ирана: Бихзаада, Аббази, ага Ризу, Мирака, Мухамади из Герата со всеми их волшебными перетолкованиями Шах-наме, со всею эпопеей Искандера…»(Рерих Н.К. Иран // Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 1. – М., 1995. С. 134.) — писал Н.К.Рерих. Но Николай Константинович выбирает для своей картины только одну сцену, видимо самую важную, — встречу и беседу Искандера с отшельником.

Интересно сравнить некоторые миниатюры, иллюстрирующие поэму Низами, с картиной Н.К.Рериха. Искандер Рериха близок образу миниатюры бухарской школы «Свадьба Искандера и Роушанек» («Хамсе», 1578 г., Бухара). Рерих точно сохраняет юный облик правителя, его позу и костюм. Среди миниатюр удалось найти несколько, запечатлевших беседу Искандера с отшельником. На одной из них («Хамсе», 1495 г., Лондон, Британский музей) — Искандер выглядит гораздо старше, но отшельник — седобородый аскет — подобен образу Рериха.

Персидские художники выработали каноническую композицию: на лоне природы, где повстречались правитель (шах) и отшельник (дервиш), последний адресует венценосцу призыв к справедливости и разумному правлению. С простотой, лаконичностью и убедительностью Николай Константинович художественно претворяет традиционные образы. Он сохраняет все особенности миниатюры, её композицию, силуэтность и плоскостность фигур, чистоту и яркость красок, но вместо пышной челяди и дворцов, украшенных с восточной декоративностью — бескрайний простор небес и величественные синие горы безмолвно внимают сокровенной беседе властелина и мудреца.

Согласно Низами, Искандер достиг вершины премудрости. Он создал государственный совет, в котором принимали участие не знать и вельможи, а учёные, поставившие свои знания на службу человечеству. Устремление его души к Творцу не осталось без ответа. К нему явился Архангел — Божественный Вестник, возвёл его в сан пророка и повелел ему обойти весь мир, призывая людей вступить на путь истинной веры.

В конце своей жизни Искандер попал туда, куда всегда стремилась его душа — в Сокровенную страну, где извечно царят справедливость и братство.

Когда властелин Запада и Востока умер, в руке у него была лишь горсть праха. Ведь большего не возьмёт с собой никто, ибо единственная ценность в вечном потоке преходящей жизни — это мудрость. И Искандер нашёл её.
Наталия Жукова. ИСКАТЕЛЬ МУДРОСТИ. Журнал «На Восходе», №7, 2003, с. 10 – 13.

Похожие сообщения:

Вторник, 16 марта, 2021

Теги:

Вы можете оставить комментарий.

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.