Научно-популярный сайт об искусстве и творчестве с позиций идей Живой Этики

Твердыни Тибета » Живая этика и искусство



В период Центрально-Азиатской экспедиции, находясь в Тибете, у Николая Константиновича Рериха зарождается идея — написать серию картин «Твердыни Тибета», как величественную панораму памятников буддийского тибетского зодчества раннего средневековья. Этот замысел был им осуществлен в 1930-е годы. Н.К. Рерих создал несколько полотен с одинаковым названием «Твердыня Тибета». На одних храмы и монастыри изображены на переднем плане с чёткой передачей монументальности форм, показывающей их мощь и несокрушимость, на других они даны чуть приметными силуэтами, находящимися вдалеке, окутанными дымкой. Но на всех полотнах храмы гармонично сочетаются с прекрасными горными пейзажами.

Картина Н.К.Рериха. Твердыни Тибета. Этюд 1932 Картина Н.К.Рериха. Твердыни Тибета. Этюд 1932

Картина Н.К.Рериха. Лахуль. [Твердыни Тибета] 1932
Картина Н.К.Рериха. Лахуль. [Твердыни Тибета] 1932

Картина Н.К.Рериха. Твердыни Тибета. [Меч Гесера (Граница меча)] 1933
Картина Н.К.Рериха. Твердыни Тибета. [Меч Гесера (Граница меча)] 1933

Художник запечатлел и поражающие мощью тибетские крепости (дзонги). Одной из них был Шекар-дзонг, расположенный в живописных местах Южного Тибета. Сама крепость возвышалась на скалистом массиве, ниже её располагались монастыри; все они принадлежали «желтошапочной» школе. Николай Константинович несколько раз возвращался к воспроизведению Шекар-дзонга, начиная с 1928 года (затем в 1933 и 1937 гг.). Из дневника художника: «…старинное место — Шекар-дзонг. Когда тибетцы были смелыми орлами, они не боялись взлетать на отвесные скалы и лепить на кручах свои защищённые святыни. Целая декорация башен, переходов и храмов» (Рерих Н.К. Алтай — Гималаи, стр. 408).

Картина Н.К.Рериха. Шекар-Дзонг. 1928 Картина Н.К.Рериха. Шекар-Дзонг. 1928

Картина Н.К.Рериха. Шекар-Дзонг.[Гималаи] 1937
Картина Н.К.Рериха. Шекар-Дзонг.[Гималаи] 1937

На пути к Сиккиму через Тибет транс-гималайская экспедиция Н.К.Рериха прошла шесть дзонгов — крепостей. Они расположены высоко в горах.  Художником запечатлён и Кампа-Дзонг («Кампа-Дзонг. Тибет», 1928; «Кампа-Дзонг (Розовая вершина)», 1938) — одно из лучших архитектурных творений древнего Тибета, последний дзонг перед границей Сиккима. Он располагался в одном из красивейших мест — на утёсе, скрытом в узком горном ущелье.

Картина Н.К.Рериха. Кампа-Дзонг. [Кампа-Дзонг (Розовая вершина)] 1938
Картина Н.К.Рериха. Кампа-Дзонг. [Кампа-Дзонг (Розовая вершина)] 1938

«Ещё выше дзонга на скалах вознёсся монастырь, — читаем в дневнике художника. — Теперь там всего восемь лам. Но ведь там двор, отмеченный в «Письмах Махатм». Там была школа, основанная Махатмами, теперь школы уже давно нет. Опять лхасское правительство мешало её жизни. Но старики ещё помнят, что здесь была «религиозная школа», и помнят про «высоких азара» из Индии. (…) Странно и дивно идти теми самыми местами, где проходили Махатмы. (…) Всегда жданные, нежданно Махатмы творили в просторах Азии великую, особую жизнь. Когда нужно, Они проявлялись. Если нужно, Они проходили незаметно, как обычные путники. Они не пишут на скалах имён Своих, но сердца знающих хранят эти Имена крепче скал» (Рерих Н.К. Алтай — Гималаи, стр. 408 – 409, 411 – 412).

Картина Н.К.Рериха. Тибет. Дзонг. # 116 1936
Картина Н.К.Рериха. Тибет. Дзонг. 1936

Картина Н.К.Рериха. Королевский монастырь (Твердыня Тибета) 1932
Картина Н.К.Рериха. Королевский монастырь (Твердыня Тибета) 1932
Картина Н.К.Рериха. Твердыня Бонпо. # 82 [Твердыня Бон-По] 1933
Картина Н.К.Рериха. Твердыня Бонпо. [Твердыня Бон-По] 1933

«С особенным интересом мы подходили к Ламаюре. Этот монастырь считается твердыней Бонпо. Конечно, Бонпо Ламаюры не настоящее. Оно уже значительно слилось с буддизмом. В монастыре имеется и изображение Будды, а также изображение Майтрейи, что, как увидим, совершенно несовместимо с основами черной веры. Но сам монастырь и его местоположение совершенно исключительны по своей сказочности.

Мы думали, если в Ладаке – в Малом Тибете – находятся такие чудесные вещи, то что же должно быть в самом великом Тибете? Такое же величественно романтическое впечатление оставляет Базгу, где существующие храмы переплелись с развалинами. Эти развалины лежат на совести Зоравара и прочих кашмирских завоевателей, которые на пути своем, завоевывая Ладак, нещадно истребляли буддийские монастыри. Все эти полуразрушенные остовы башен и каких-то длиннейших стен по зубцам скал – все это говорит о бывшем процветании Ладака и о мужественном духе его бывших созидателей. Имя великого героя Азии, Гессар-хана, овеивает эти места. «. (Н.К. Рерих. Сердце Азии).

Картина Н.К.Рериха. Твердыня Тибета. # 16 [Твердыня Тибета (Басго)] 1932
Картина Н.К.Рериха. Твердыня Тибета. [Твердыня Тибета (Басго)] 1932

Картина Н.К.Рериха. Твердыня Тибета. # 10 1939
Картина Н.К.Рериха. Твердыня Тибета. 1939

На картине Н.К.Рериха изображен дворец Потала (дворец-крепость далай-ламы в Лхасе).
Китайская книга «Вей Цзян-ду ши» описывает Поталу так: «Горные дворцы сияют в пурпурном блеске. Сияние вершин гор равняется смарагду. Истинно, красота и совершенство всех предметов делают это место несравненным».
«О строительстве Поталы Пятым Далай-ламой, именуемом «Владыка заклинаний, красноречивый, священный, океан бесстрашия». Это он, вступив в достоинство далай-ламы в 1642 году, строил Поталу, Красный дворец (Пхо-Бранг-Марпо) на Красной горе (Марпоре). Он уже строил замечательные монастыри: Мо-ру, Лабран, Гармакиа и много других. Он же воздвиг на скале колосальный рельеф Будды и подвижников буддизма. При нём монголы во второй раз вступили в Тибет. Иезуит Грубер очень не любит этого сильного деятеля, хотя и находит, что он был осторожен в средствах, стремителен и предан искусству и знанию.
Необычен конец этого далай-ламы. По одной версии далай-лама умер в восьмидесятых годах, и смерть его в течение нескольких лет была скрываема, чтобы урегулировать разные политические обстоятельства. По другой версии далай-лама добровольно покинул правление и много лет скрывался в том самом уединении в Гималаях». [Н.К.Рерих, Алтай — Гималаи]

Картина Н.К.Рериха. Твердыня Тибета (эскиз) 1932 ?
Картина Н.К.Рериха. Твердыня Тибета (эскиз) 1932 ?

«Строители чудных храмов, твердынь не знали, будет ли им дано завершить их. Но все-таки твердо-уверенно полагали они их основание и возводили, пока хватало сил и возможностей. Иногда лишь в веках завершалось строение, но зачинатели новых основ не огорчались этим и не остывали в своем строительном рвении.» (Николай Рерих. Листы дневника. Том 1. Строитель)

Похожие сообщения:

  • Нет похожих сообщений.
Суббота, 1 января, 2022
Вы можете оставить комментарий.

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.