Научно-популярный сайт об искусстве и творчестве с позиций идей Живой Этики

Виртуальная галерея Николая Рериха » Живая этика и искусство



Биография Николая Константиновича Рериха

Н.К. РерихВ 2009 году исполняется 135 лет со дня рождения выдающегося художника, ученого, философа, путешественника, общественного деятеля — Николая Константиновича Рериха.

Николай Константинович Рерих родился 9 октября 1874 года в Петербурге, в семье известного нотариуса Петербургского Окружного суда  Константина Федоровича Рериха и его супруги Марии Васильевны, урожденной Калашниковой. Древний скандинавский род Рерихов обосновался в России при Петре I и дал ей немало государственных и военных деятелей.

В 1883 году Николай Рерих поступает в Гимназию К.И.Мая. «Будет профессором», — сказал директор гимназии К.И.Май, окинув мальчика оценивающим взглядом. Проницательность старого педагога оправдалась. В 1909 году Рерих был избран академиком Российской Академии художеств и членом Реймской Академии во Франции.

С гимназических лет у Николая Константиновича стали проявляться интересы к живописи, театру, истории, археологии, путешествиям, которые в дальнейшем нашли яркое воплощение в его деятельности. По окончании Гимназии в 1893 году Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета (окончил в 1898 г.) и в Императорскую Академию художеств. В Академии Н.К.Рерих учился в мастерской А.И.Куинджи. Рерих писал в своем дневнике: «Один из важных шагов совершился проще простого. Стал Архип Иванович учителем не только живописи, но и всей жизни».

Дипломная работа Рериха — картина «Гонец», с пояснительным заголовком в стиле летописи «Восста род на род», стала событием на конкурсной выставке Академии художеств в 1897 году. Работа принесла молодому художнику известность, о нем заговорили как о родоначальнике исторического пейзажа. Картину приобретает для своей галереи Павел Третьяков, она получает глубокую оценку Льва Толстого. Писатель напутствовал Рериха словами: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку?  Надо править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше — жизнь все снесет. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывет».
В 1898 году Н. К. Рерих становится помощником директора музея при Императорском Обществе Поощрения Художеств и одновременно помощником редактора художественного журнала «Искусство и художественная промышленность». Через три года он занимает должность секретаря Императорского Общества Поощрения Художеств.

В 1899 году в жизни Рериха происходит одно из самых значительных событий. Летом, приехав на раскопки в имение князя П.А.Путятина в Бологом, он знакомится с Еленой Ивановной Шапошниковой, происходившей из древнего дворянского рода Голенищевых-Кутузовых, — человеком неординарным и близким ему по духу, глубоко интересовавшимся историей, литературой и философией. Общность устремлений и симпатия очень быстро переросли в глубокие взаимные чувства, и в ноябре 1901 года молодые люди поженились. Всю свою жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. Философ и писатель, Елена Ивановна Рерих разделит все устремления и начинания Николая Константиновича.

В 1902 году в семье Рерихов рождается старший сын Юрий, будущий ученый-востоковед, а в 1904 — Святослав, будущий художник и общественный деятель.

В 1903—1904 годах Н. К. Рерих вместе с женой совершает путешествие, охватившее более 40 городов России, известных своими древними памятниками старины. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Результатом путешествия стала большая архитектурная серия картин художника (около 90 этюдов) и статьи, в которых Рерих одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры.

В 1906 году Рерих назначается директором Рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств — самого большого российского учебного художественного заведения. Он подбирает замечательных художников и педагогов — А.А.Рылова, А.В.Щусева, А.Белого, И.Я.Билибина, Н.С.Самокиша, С.Маковского, и других, проводит реформу школы. Впоследствии А.А.Рылов напишет: «С Рерихом было приятно работать: все делалось по-товарищески, главное — чувствовалась живая струя свежего воздуха. Школа не стояла на месте, каждый год открывались новые классы или новые художественно-промышленные мастерские, увеличивался состав преподавателей приглашением выдающихся художников».
В доме Императорского Общества Поощрения Художеств на Большой Морской, где Николай Константинович прожил свыше 10 лет, бывали Куинджи, Серов, Врубель, Стасов, Дягилев, Горький, Блок, Гумилев, Щуко, Бехтерев, Владимир Соловьев… Редкий день проходил без встреч, бесед, а иногда и острых споров, которые Рерих называл «Кузницей мыслей».

Несмотря на огромную занятость делами Школы и преподавательской деятельностью, Рерих находится в постоянном творческом поиске как художник. Критика отмечает рост его художественного мастерства, сюжеты, к которым он обращается в своем творчестве, становятся философскими и даже пророческими. Накануне первой мировой войны им создаются картины «Пречистый град — врагам озлобление», «Ангел Последний», «Зарево», «Дела человеческие», где в символических образах отражены тревожные предчувствия грядущих событий. В них показана тема борьбы двух начал — света и тьмы, проходящая через все творчество художника, а также ответственность человека за свою судьбу и весь мир.

Рерих постоянно участвует в российских и зарубежных выставках. С его творчеством познакомились Париж, Венеция, Берлин, Рим, Брюссель, Вена, Лондон. Картины Рериха приобрели Римский национальный музей, Лувр и другие европейские музеи.

Примерно с 1907 года в творчестве Николая Константиновича появляется новое направление. Мечтая об «озарении жизни красотой», художник начинает сотрудничество с театрами, создавая эскизы декораций и костюмов для оформления спектаклей. Особое значение имело участие Рериха вместе с Бенуа, Бакстом, Головиным и другими мастерами «Мира искусства» в новаторском оформлении постановок «Русских сезонов», которые с 1908 года ежегодно организовывались Дягилевым в Париже. Высокая живописная культура показанного вызвала сенсацию, повлияла на обновление всего мирового театрально-декорационного искусства. Из широко известных работ можно назвать оформление опер «Снегурочка» Римского-Корсакова и «Князь Игорь» Бородина, театральных постановок  «Пер Гюнта» Ибсена и «Принцессы Мален» Метерлинка, и, конечно, балета «Весна священная» Стравинского.

В 1910 году Н.К.Рерих избирается председателем творческого объединения «Мир Искусства»,  членами которого были А. Бенуа, Л.Бакст, И. Грабарь, В. Серов, К. Петров-Водкин, Б. Кустодиев, А. Остроумова-Лебедева, З. Серебрякова и др.
В начале 1915 года Николай Константинович заболел воспалением легких. Здоровье восстанавливалось медленно. Частые бронхиты и пневмонии привели лечащих врачей к заключению, что художнику противопоказано жить в большом городе. Чтобы не удаляться от дел, Рерих арендовал в Сердоболе (Сортавала) дом у самых ладожских шхер, среди соснового леса, и переехал туда с семьей на постоянное жительство в декабре 1916 года.

И в живописном, и в литературном, и в научном наследии Рериха многое связано с Севером. Здесь было создано около 200 картин и этюдов, написана повесть «Пламя», почти все стихи, ряд статей. Север, осмысленный Рерихом и научно и художественно, дал ему те импульсы, то вдохновение, благодаря которым появились многие его шедевры, живописные и литературные. Здесь формировалось творческое мировосприятие Рериха. Здесь окончательно определилось его желание посетить Индию и совершить путешествие в Гималаи.

Еще весной 1913 года Рерих со своим другом-востоковедом Виктором Голубевым посетил в Париже выставку произведений восточного искусства. Замечания Голубева о сходстве виденных им в поездке по Индии костюмов, погребений, обычаев со славянскими, глубоко взволновали Николая Константиновича. Вскоре художник публикует статью «Индийский путь». Рериха давно интересовала история не только славянства. Его взгляд был обращен к тому, что происходило некогда на всей «великой европейской равнине». От изучения славян и варягов он шел к освоению византийской культуры, которая в средние века влияла и на Запад, и на Русь. Оказалось, что корни культуры ведут еще дальше: «Через Византию грезилась нам Индия, вот к ней мы и направляемся». Необходимость создания научной экспедиции для изучения «искусства, науки и быта» этой древней страны, для поиска общих культурных корней  индийской и славянской культуры была глубоко осознана в период проживания в Карелии-Финляндии, однако, возможности для организации такой экспедиции сложились лишь несколько лет спустя.

После революционных событий 1917 года Финляндия закрыла границы с Россией, и Н.К. Рерих с семьей оказался отрезанным от Родины.

В 1919 году, получив приглашение из Швеции, Николай Рерих едет с выставками по странам Скандинавии, а осенью того же года по приглашению С. П. Дягилева оформляет в Лондоне русские оперы на музыку М. П. Мусоргского и А. П. Бородина.

В 1920 году Н. К. Рериху приходит предложение от директора Чикагского института искусств организовать большое выставочное турне по 30 городам США. Выставки имели большой успех. В Америке Рерихом были написаны серии картин «Санкта» (Святые), «Новая Мексика», «Сюита океана», «Мечты мудрости» и др.

В Америке он основывает культурно-просветительские организации, ставшие крупными очагами культуры, объединившими вокруг себя многих видных деятелей искусства. В ноябре 1921 года в Нью-Йорке был открыт Мастер-Институт объединенных искусств, главной целью которого было названо сближение народов через культуру и искусство. В это же время в Чикаго было учреждено объединение художников «Соr Ardens» («Пылающие сердца»), а в 1922 году возник Международный культурный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»). В ноябре 1923 года в Нью-Йорке открылся Музей Николая Рериха, содержащий богатейшую коллекцию картин художника. Основанные Николаем Константиновичем Рерихом учреждения стали крупными очагами культуры в Америке, объединив вокруг себя многих видных деятелей искусства.

Именно здесь складываются необходимые условия для воплощения заветной мечты Рериха — создания научной экспедиции для исследований Центральной Азии. В декабре 1923 года Н. К. Рерих со своей семьёй прибывает в Индию, отсюда начнется путь экспедиции, которую потомки назовут «Великим путешествием Мастера». Сложнейший маршрут экспедиции проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Китай (Синьцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. Путешествие продолжалось до мая 1928 года. В общей сложности экспедиция Рериха пересекла 35 перевалов от 14 000 до 21 000 футов высотой, а весь пройденный путь насчитывал свыше 25 000 км. Весь маршрут вместе с Николаем Константиновичем прошли его жена Елена Ивановна, и старший сын Юрий, ставший к этому времени видным ученым-востоковедом и владевший более чем 30 азиатскими языками и наречиями.

В своей книге «Сердце Азии», созданной на основе путевых заметок и увидевшей свет в 1929 году, Николай Рерих напишет об этом путешествии следующее: «Кроме художественных задач, в нашей экспедиции мы имели в виду ознакомиться с положением памятников древности Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов. Эта последняя задача издавна была близка мне». Не случайно пройденный Рерихом маршрут пролегал по путям древних миграций, когда-то сыгравших свою великую роль в культурном взаимодействии Востока и Запада. Это взаимодействие не всегда было мирным, но, даже не взирая на войны и нашествия, оно способствовало дальнейшему развитию и взаимообогащению обоих «полюсов» человеческой цивилизации. На своем маршруте Рерих изучал не только следы древних кочевников и памятники материальной культуры; более всего его интересовала именно преемственность традиций самых разных народов, сходство их преданий, ритуалов и обычаев. Знакомясь с особенностями различных национальных культур, он всегда искал то общее, что связывало бы их в одно целое, — единую общечеловеческую культуру. Проблема «Восток—Запад», веками интересовавшая ученых и мыслителей, была решена Рерихом не путем противоположения или умаления одной из сторон, а с позиции синтеза, провозглашающего единство духа в многообразии вековых накоплений и культурных традиций.

«Трудно представить, когда удастся мне воплотить все художественные заметки и впечатления, — так щедры эти дары Азии», — размышлял Николай Константинович, подводя итоги своего путешествия. И действительно, материал, собранный им во время экспедиции, был огромен — археологические находки, коллекции минералов и редких растений, редчайшие манускрипты, тибетские танки, описания народных обычаев, лингвистические исследования. Художником было создано около 500 этюдов и картин, которые принесли ему славу «Непревзойденного Мастера гор»; написаны книги «Алтай—Гималаи», «Сердце Азии».

По окончании экспедиции в июле 1928 г. Н.К. Рерих основывает в долине Кулу (Индия) Институт Гималайских исследований «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды». С Институтом сотрудничали десятки научных учреждений Азии, Европы, Америки. Из Кулу поступали научные материалы в Мичиганский университет, Нью-Йоркский ботанический сад, Пенджабский университет, Парижский музей естественной истории, Гарвардский университет в Кембридже, Ботанический сад Академии наук СССР. Известный советский ботаник и генетик академик Н. И. Вавилов обращался в институт «Урусвати» за научной информацией и получал оттуда семена для своей уникальной ботанической коллекции. Также с институтом сотрудничали такие выдающиеся учёные как Альберт Эйнштейн, Л. де Бройль, Роберт Милликен, Свен Гедин и др.

В 1934—1935 годах Н.К.Рерих возглавляет еще одну научную экспедицию — Маньчжурскую, организованную с целью сбора семян растений, предотвращающих разрушение плодоносных слоев почвы, и поддержанную Министерством земледелия США.

В 1930-е годы, предчувствуя наступающую угрозу новой мировой войны, Н.К. Рерих разрабатывает проект специального Пакта по охране культурных ценностей во время войн и гражданских междоусобиц. Подписание Пакта состоялось 15 апреля 1935 года в Белом Доме в Вашингтоне. Первоначально документ был ратифицирован 21 страной американского континента. Вместе с Договором Н. К. Рерих предлагает отличительный знак для идентификации объектов охраны — Знамя Мира, представляющее собой белое полотнище с красной окружностью и вписанными в нее тремя красными кругами, символизирующими единство прошлого, настоящего и будущего в круге вечности. Существует и еще одна трактовка символа «Знамени Мира»: единство Науки, Искусства и Религии в кольце Культуры. Впоследствии, в 1954 году, Пакт Рериха лег в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». История XX и XXI веков показывает: памятники культуры продолжают разрушаться и уничтожаться и в мирное, и в военное время, а значит, по-прежнему актуальны идеи Пакта Рериха.

С самого начала Второй мировой войны Николай Константинович Рерих использует все возможности, чтобы помочь Родине, даже находясь вдали от нее. Вместе с младшим сыном С.Н. Рерихом он устраивает выставки и продажу картин, а все вырученные деньги перечисляет в фонд Красной Армии. Используя образы русской истории, он создает картины «Земля славянская», «Князь Игорь», «Александр Невский», «Победа», символизирующие победу русского народа.

Он всегда оставался патриотом и российским гражданином. Много раз в течение жизни Рерихам предлагали оформить так называемые «нансеновские» паспорта, которые значительно облегчили бы им получение иностранных виз. Однако, они сохраняли свои российские паспорта, как символ связи с родной страной. Мысль о возвращении на Родину не покидала Н.К. Рериха никогда. Сразу же по окончании войны художник запросил визу на въезд в Советский Союз. Он ведет активную переписку с советскими художниками, готовит к передаче наследие — картины, собранные в течение жизни коллекции, книги. Он уходит из жизни 13 декабря 1947 года, так и не узнав, что в визе советское правительство ему отказало.

В имении Рерихов в долине Кулу, на месте погребального костра, перед ликом величественных снежных вершин был установлен большой прямоугольный камень, на котором высечена надпись: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха — великого русского друга Индии. Да будет мир».

Биографию подготовила Е.Ю.Томша, руководитель научного направления СПб отделения МЦР,
— на основе открытых источников

Похожие сообщения:

  • Нет похожих сообщений.
Среда, 2 сентября, 2009
Вы можете оставить комментарий.

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.