Сегодня в виртуальной галерее Николая Рериха на портале «Санкт-Петербург.ру» представлена картина «Город строят» (1902 год).
***
Картина «Город строят» была высоко оценена Советом Третьяковской галереи и приобретена для нее. Однако новизна, декоративность, импрессионистичность картины вызвали недоумение публики и резкую критику прессы.
Стремясь передать «широкую культурную жизнь народа», Николай Рерих отказывается от излишней детализации. Картина выполнена в широкой эскизной манере. Мощно выглядят стены и башни-срубы, опоясывающие холм, на их теплом коричнево-золотистом фоне яркими белыми пятнами выделяются рубахи строителей, алый плащ князя. Все подчинено единому ритму, могучему лейтмотиву картины — строительству города. Так история раскрывается как вечный трудовой подвиг народа, где стерты имена и личности, но запечатлены великие усилия, объединявшие единичные судьбы в общие свершения.
На близком расстоянии картина не смотрелась, но стоило отойти на несколько шагов, и она оживала. Картина получила высокую оценку таких художников, как Серов и Нестеров. Дягилев был потрясен смелыми, крупными, «врубелевскими» мазками, темпераментностью письма, отказом от традиционных академических форм, и предложил Рериху участвовать на выставках «Мира искусства», что он и сделал в 1902-1903 годах.