Научно-популярный сайт об искусстве и творчестве с позиций идей Живой Этики

Виртуальная галерея Николая Рериха: театральная серия. » Живая этика и искусство


На портале «Санкт-Петербург.ру» представлена театральная серия Николая Рериха.

В 1906-1907 годах в творчестве Николая Константиновича Рериха появляется новое направление. Мечтая об «озарении жизни красотой», художник начинает сотрудничество с театрами, создавая эскизы декораций и костюмов для оформления спектаклей. Искусство театра требует монументальности от эскизов — ведь они будут многократно увеличены при изготовлении декораций или занавеса. Это качество, как и декоративность, было присуще образам Рериха. Его искусство, зрелищное по своей природе, хорошо подходило для создания фонов театрального действия.

«Особое значение имело участие Рериха вместе с Бенуа, Бакстом, Головиным и другими мастерами «Мира искусства» в новаторском оформлении постановок «Русских сезонов», которые с 1908 года ежегодно организовывались Дягилевым в Париже. Высокая живописная культура показанного вызвала сенсацию, повлияла на обновление всего мирового театрально-декорационного искусства. Свою задачу художники видели в достижении тесной взаимосвязи декораций, костюмов, музыки, в созвучии друг с другом образного строя всех видов искусства, участвующих в создании спектакля, на единой основе», — писал искусствовед В.Володарский.

Театрально-декорационное творчество Н.К.Рериха имеет свою отличительную черту. Понимая всю силу влияния театра на человеческие мысли и чувства, Рерих считал необходимым в искусстве синтез эстетического и этического, и предъявлял определенные требования к идейному содержанию сценических произведений. Все постановки, в которых он принимал участие, соответствуют строгому критерию: красота внешнего декоративного оформления — лишь обрамление красоты человеческих чувств: любви, подвига, жертвы.

Любовь к театру и тонкое понимание музыки позволило Рериху создать ряд ярких, выразительных, живых образов, ныне признаваемых шедеврами театрально-декорационного искусства.

Представляем первую картину серии — «Половецкий стан. Эскиз декорации к опере А.П.Бородина «Князь Игорь»», написанную художником в 1908 году.

С редким успехом прошел в 1909 году в Париже показ Половецких плясок из оперы Александра Бородина Князь Игорь в оформлении Рериха. В эскизе декорации золотисто-желтое небо над бескрайней степью еще хранит жар скрывшегося солнца. Мощны очертания курганоподобных шатров половцев со стоящими над ними дымами, полон силы простой и грубый древний узор на стенах. Вздымаясь и опадая, линии зигзагов вторят формам шатров, холмы вдали подхватывают этот волнообразный ритм. Взлетами высоких прыжков и как бы «растеканиями» массы танцующих по сцене строились и пляски половцев. Половецкий стан (1908) может рассматриваться и как самостоятельная картина на историческую тему, но во время показа в Париже этот образ, гигантски укрепленный на сцене театра Шатле, словно концентрировал главное в атмосфере действия — мощь и красочность музыки Бородина, буйную силу и пламенность половецких плясок в хореографии Михаила Фокина.» (В.Володарский, «Рерих»)

Санкт-Петербург.ру

Похожие сообщения:

  • Нет похожих сообщений.
Вторник, 15 сентября, 2009
You can leave a response, or trackback from your own site.

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.