Научно-популярный сайт об искусстве и творчестве с позиций идей Живой Этики

Представляем серию картин Николая Рериха "Санкта" » Живая этика и искусство


В конце 1920 года Николай Рерих вместе с семьей приезжает в США по приглашению директора Чикагского института искусств. Первая персональная выставка художника состоялась в Нью-Йорке и имела ошеломляющий успех. Затем выставка в течение трех лет была показана в 28 городах Америки, в том числе в Чикаго, Бостоне, Филадельфии, Сан-Франциско. Николая Константиновича приглашали выступать с лекциями, в которых он знакомил американскую публику с достижениями русского искусства, призывал к широкому культурному международному сотрудничеству. Особый отклик его выступления вызывали у студенческой аудитории.

Именно в этот период, в 1922 году, Рерихом была создана серия картин «Санкта» — «Святые» в дословном переводе. Однако сам Николай Константинович предпочитал слово «подвижники». В нее вошли работы: «И мы открываем врата», «И мы видим», «И мы трудимся», «И мы продолжаем лов», «И мы приносим свет», «И мы не боимся». В картинах нашла отражение духовная традиция, заложенная Святым Преподобным Сергием Радонежским, любимым и глубоко почитаемым Николаем Константиновичем подвижником земли русской. В сюжетах полотен «Санкты» узнаваемы страницы из жизни Преподобного Сергия и монахов основанной им общины. Но картины не являются иллюстрациями жизнеописания святого, полные глубокого символизма, они зовут зрителя к размышлениям о путях духовного восхождения.

«В этих полотнах Рерих мастерски воссоздает близкие его сердцу родную природу и древнерусскую архитектуру. На их фоне разворачиваются сцены из жизни русских подвижников. Их бесхитростный труд, их духовная чистота переданы так захватывающе, так искренне, что картины эти и теперь, через десятки лет, не перестают волновать зрителя. Тогда же для американцев они явились откровением. Тоскуя по Родине, Рерих прославлял нравственную силу народа, ту гармонию бытия, которая достигается в слиянии с природой, в мирном труде и человечности», — писали об этой серии П.Ф.Беликов и В.П.Князева, авторы знаменитой книги «Рерих».

Дж.Дектер, современный американский исследователь творчества Н.К.Рериха, так трактует историю появления «Санкты»: «Создавая серию картин «Санкта», Н.К.Рерих обращался к духовным корням своей страны, а именно к наставлениям Сергия Радонежского, с тем, чтобы помочь возрождению нравственных ценностей и дать импульс духовному и культурному развитию Америки. Выставки картин Рериха в Америке были восприняты с большим энтузиазмом и вызвали небывалую сенсацию. В противовес пропаганде, нагнетаемой во время «красной паники», рисующей образ русских как «ужасных бородатых большевиков», Рерих в своей серии дал образ новой, совершенно неизвестной американцам России. И действительно, никому из художников еще не удавалось так выразительно передать всю глубину русской души, как это смог сделать на своих полотнах Рерих».

Названия картин серии «Санкта» объединяет начало «И мы…». Тем самым художник указывает путь духовного совершенствования всем ищущим: подобно монахам далекого XVI века каждый может проводить день свой в земных трудах на общее благо, одновременно устремляя помыслы к высшему.

Представляем первую картину серии — «И мы открываем врата».

Н.К.Рерих. И мы открываем врата

Санкт-Петербург.ру

Похожие сообщения:

  • Нет похожих сообщений.
Понедельник, 21 сентября, 2009
You can leave a response, or trackback from your own site.

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.