В ходе Центрально-Азиатской экспедиции Николай Константинович много внимания уделял духовно-культурному наследию народов: легендам и сказаниям, богатому и красочному эпосу. Предания о Майтрейе — Будде грядущего, о бесстрашном и справедливом герое Гесэр-хане, защитнике обездоленных, и о заповедной стране Шамбале были не только запечатлены в литературных трудах Николая Константиновича, но и нашли свое отражение на многочисленных полотнах. Мы представляем две картины из тибетской сюиты: «Знамя грядущего» (1925 год) и «Меч Гесэр-хана» (1932 год)
«Пройдя четыре снеговых перевала, уже в пустынном нагорье, мы опять увидели картину будущего. В долине, окруженной высокими острыми скалами, сошлись и остановились на ночь три каравана. При закате я заметил необычную группу. На высоком камне была помещена многоцветная тибетская картина. Перед нею сидела тесная группа людей в глубоком почтительном молчании. Лама в красных одеждах и в жёлтой шапке с палкою в руке что-то указывал зрителям на картине и ритмично сказывал объяснение. Подойдя, мы увидели знакомую нам танку (вышитая ламами картина) Шамбалы. Лама пел о бесчисленных сокровищах Владыки Шамбалы, о Его чудесном перстне, обладающем великими силами. Далее, указывая на битву Ригден-Джапо, лама говорил, как без милости погибнут все злые существа перед мощью справедливости Владыки. Горят костры, эти светляки пустыни. Опять сгрудились у костра разноплеменники. Все десять пальцев в восхищении подняты высоко.» (Н.К.Рерих. «Сердце Азии»)
В своей книге «По тропам Срединной Азии» Юрий Николаевич вспоминает:
«Вечером на стоянке можно услышать древнюю балладу о Гэсэре. По преданию, он должен снова появиться в этой стране, чтобы основать царство справедливости. Трудно забыть этих сидящих на корточках людей, жадно внимающих рассказам о героических подвигах Гэсэр-хана и его семи соратников. Обычно скучное выражение лица кочевника меняется, его глаза загораются каким-то внутренним огнем».