Завершение он-лайн выставки портала Санкт-Петербург.ру
Статья Леонида Андреева «Держава Рериха» впервые была опубликована в газете «Русская жизнь» (Гельсингфорс) 29 марта 1919 года, и была приурочена к открытию выставки картин художника в Салоне Стриндберга в Гельсингфорсе.
Почти столетие прошло с той поры, но трудно найти более удачное определение творчеству Н.К.Рериха, чем данное его другом, писателем Леонидом Андреевым.
К 135-летнему юбилею Николая Константиновича Рериха мы печатаем отрывок из очерка:
Рерихом нельзя не восхищаться, мимо его драгоценных полотен нельзя пройти без волнения. <…>
…путь Рериха — путь славы. Лувр и музей Сан-Франциско, Москва и вечный Рим уже стали надежным хранилищем его творческих откровений; и вся Европа, столь недоверчивая к Востоку, уже отдала дань поклонения великому русскому художнику.
Колумб открыл Америку, еще один кусочек все той же знакомой земли, продолжил уже начертанную линию — и его до сих пор славят за это. Что же сказать о человеке, который среди видимого открывает невидимое и дарит людям не продолжение старого, а совсем новый, прекраснейший мир!
Целый новый мир!
Да, он существует, этот прекрасный мир, эта держава Рериха, коей он единственный царь и повелитель. Не занесенный ни на какие карты, он действителен и существует не менее, чем Орловская губерния или королевство Испанское. И туда можно ездить, как ездят люди за границу, чтобы потом долго рассказывать о его богатстве и особенно, красоте, о его людях, о его страхах, радостях и страданиях, о небесах, облаках и молитвах. Там есть восходы и закаты, другие, чем наши, но не менее прекрасные. Там есть и жизнь и смерть, святые и воины, мир и война — там есть даже пожары с их чудовищным отражением в смятенных облаках. Там есть море и ладьи… Нет, не наше море и не наши ладьи: такого мудрого и глубокого моря не знает земная география. И, забываясь, можно по-смертному позавидовать тому рериховскому человеку, что сидит на высоком берегу и видит — видит такой прекрасный мир, мудрый, преобра¬женный, прозрачно-светлый и примиренный, поднятый на высоту сверхчеловеческих очей.
Такова держава Рериха. Бесплодной будет всякая попытка передать словами и ее очарование и красоту; то, что так выражено красками, не терпит соперничества слова и не нуждается в нем.
Также представляем заключительную картину он-лайн галлереи Николая Рериха — «Земля Славянская», написанную художником в 1943 году.