Научно-популярный сайт об искусстве и творчестве с позиций идей Живой Этики

О серии картин Николая Рериха “Гималаи”


Гималаи
1923 год, Сикким, Индия. Это отправная точка, от которой начинается маршрут Центрально—Азиатской экспедиции Н.К.Рериха, одной из крупнейших экспедиций ХХ века, которую исследователи назвали “Великим путешествием”. Область древнейших культур — Тибет и Трансгималаи — в первой половине двадцатого столетия оставались “терра инкогнита” для западного научного мира. О подобном маршруте мечтали такие знаменитые русские путешественники—востоковеды как Пржевальский и Козлов. Экспедиция Н.К.Рериха, которую вместе с ним осуществили его жена, Елена Ивановна и старший сын, ученый-востоковед, Юрий Николаевич, признана триумфом русских исследований Центральной Азии.

За пять лет, с 1923 по 1928гг., был пройден путь общей протяженностью 25 тыс. км, преодолены 35 высокогорных перевалов, две большие пустыни Азии — Такла-Макан и Гоби. Впервые экспедиция прошла по маршруту: Индия — Китайский Туркестан — Восточный Казахстан — Россия (Москва — Алтай) — Монголия — Тибет — Индия. Впервые исследователи Запада прошли по “святым местам” Востока. Глубокое уважение к культуре другого народа, свойственное Рерихам, а также прекрасное знание Юрием Николаевичем более 30 азиатских языков и диалектов, помогали преодолевать барьеры недоверия и дали удивительные результаты:  участники экспедиции  общались с учеными ламами, получили доступ к древнейшим рукописям и священным текстам из храмов и монастырей Центрально-Азиатского региона. Впервые в истории проводилось научное комплексное исследование культуры, истории и географии Центральной Азии. В ходе экспедиции был собран уникальный научный материал по археологии и этнографии, философии и филологии, на карты нанесены и уточнены десятки горных вершин и перевалов, найдены редкие манускрипты, получены многочисленные доказательства гипотезы об общих корнях культуры народов Востока и России.

В своей книге “Сердце Азии”, созданной на основе путевых заметок и увидевшей свет в 1929 году, Николай Рерих напишет об этом путешествии следующее: “Кроме художественных задач, в нашей экспедиции мы имели в виду ознакомиться с положением памятников древности Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов. Эта последняя задача издавна была близка мне”. Не случайно пройденный Рерихом маршрут пролегал по путям древних миграций, когда-то сыгравших свою великую роль в культурном взаимодействии Востока и Запада. Рерих изучал не только следы древних кочевников и памятники материальной культуры; более всего его интересовала именно преемственность традиций самых разных народов, сходство их преданий, ритуалов и обычаев. Знакомясь с особенностями различных национальных культур, он всегда искал то общее, что связывало бы их в одно целое, — единую общечеловеческую культуру. Проблема “Восток—Запад”, веками интересовавшая ученых и мыслителей, была решена Рерихом не путем противоположения или умаления одной из сторон, а с позиции синтеза, провозглашающего единство духа в многообразии вековых накоплений и культурных традиций.

“Трудно представить, когда удастся мне воплотить все художественные заметки и впечатления, — так щедры эти дары Азии”, — размышлял Николай Константинович, подводя итоги своего путешествия, уникального еще и тем, что впервые маршрут научной экспедиции был  запечатлен на живописных полотнах. За время экспедиции Н.К.Рерихом было создано около 500 этюдов и картин – высокохудожественные и географически точные пейзажи, запечатленные памятники древней культуры, отражения народных сказаний и легенд.

Здесь была создана значительная часть картин серии “Гималаи”,  о которых Елена Ивановна Рерих писала: “Сказано, что не будет большего певца Священных Гор. Навсегда он останется непревзойденным в этой области”.

Для Рериха Гималаи — это не просто великолепные горы, это особенное место на земле. “С гор — скрижали Завета. С гор — герои и подвиг”, — запишет мастер. “А что может быть величественнее, нежели непревзойденные горы со всеми их несказанными сияниями, со всем неизреченным многообразием?” На картинах художника “впервые в мировом искусстве создается образ Гималаев и как одного из самых красивейших мест на земле, где каждое мгновение рождает новое сочетание цвета и линии, и как одного из самых необычных мест на нашей планете, таящего множество загадок, места, где космическое пространство сливается с земным в едином потоке мощного созвучия”. (Н.В. Тютюгина. “Гималайские этюды Н.К. Рериха”.)

Санкт-Петербург.ру

Похожие сообщения:

  • Нет похожих сообщений.
Вторник, 6 октября, 2009
You can leave a response, or trackback from your own site.

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.