Аннотация
В статье, основанной на материалах многолетних исследований автора, рассматриваются два произведения Николая Константиновича Рериха из собрания Приморской государственной картинной галереи. Внимание заостряется на причастности пейзажа «Туман» (1907) к серии «Финляндских этюдов» художника, а этюда «Дорожка» (1908) — к известной петербургской коллекции, в 1910-е годы принадлежавшей А.В. и Е.Л. Румановым. В настоящее время коллекция Румановых рассеяна по двадцати пяти государственным музеям бывшего Советского Союза. Больше всего произведений входит в собрание Русского музея. В Приморской картинной галерее хранится всего одна работа — этюд Рериха «Дорожка», и по ней довольно сложно судить о масштабе коллекции Румановых и месте данного этюда в числе других работ художника, входивших в ее состав. Уточнение истории создания и бытования обоих пейзажей Н.К. Рериха из собрания Приморской картинной галереи имеет важное значение для их изучения и научной каталогизации, а также для просветительской деятельности галереи.
В собрании Приморской государственной картинной галереи хранятся два произведения известного русского художника Николая Константиновича Рериха (1874–1947) — пейзажи «Туман», или «Туман в лесу» (1907), и «Дорожка. Этюд» (1908). Оба описаны, репродуцированы и опубликованы сотрудниками Приморской картинной галереи [11, с. 41 (ил), 63, кат. 67, 68].
При жизни художника названия произведений и краткие их описания вошли в списки работ Н.К. Рериха в монографии о его творчестве [12, с. 215, 216; 17, с. 118, 119; 24, р. 29]. В советский период пейзажи с несколько измененными названиями «Туман в лесу» и «Дорожка» получили отражение в перечне произведений Н.К. Рериха 1885–1947 годов «Художественное наследие Николая Константиновича Рериха», составленном В.В. Соколовским [15, с. 268, 269].
И всё же хотелось бы вновь заострить внимание на этих небольших по размерам пейзажах пастелью 1900-х годов такого крупного мастера, каким является Николай Константинович Рерих, вошедший в историю своей многогранной деятельностью живописца — станковиста и монументалиста, иконописца, художника театра, ученого-археолога, литератора, педагога и общественного деятеля мирового значения.
Цель статьи состоит в том, чтобы обосновать причастность пейзажа «Туман» к серии «Финляндских этюдов» Н.К. Рериха и обратиться к истокам создания и бытования этюда «Дорожка», связанного с известной петербургской художественной коллекцией 1910-х годов.
Пастель «Туман» написана в 1907 году, о чем свидетельствует авторская надпись справа внизу на изображении, включающая подпись художника и дату: Н. Рерихъ 907. На обороте картона имеются две выставочные наклейки, содержащие сведения о том, что произведение экспонировалось на таких значимых выставках конца 1900-х годов, как «Салон», устроенный художественным критиком С.К. Маковским в Петербурге в конце 1908 – начале 1909 года, и VII выставка «Союза русских художников», проходившая в Москве с 26 декабря 1909 года по 7 февраля 1910 года. Подтверждают эти сведения каталоги обеих выставок. Так, в каталоге московской выставки «Союза русских художников» «Туман» значится под № 247 в числе других шестидесяти произведений Рериха [5, с. 19–21, № 219–280], а в каталоге «Салона» — под № 303 среди сорока трех работ художника [14, с. 55–57, № 288–331], в том числе десяти рассеянных в каталоге пейзажей, имеющих отношение к серии «Финляндские этюды».
Пейзаж «Туман» неоднократно упоминался рецензентами выставок как заслуживающее внимания произведение. Так, художественный критик Иван Лазаревский наряду с работами «Седая Финляндия» и «Пунка-Харью» отнес «Туман» к числу наиболее понравившихся ему пейзажей Рериха на выставке «Салона». Критик писал: «Произведения Рериха — центр интереса теперешнего Салона. <…> Характерно, что Рериха привлекает природа Финляндии; в его этюдах чувствуется, как верно понял и воспринял он типичную красоту севера» [6, с. 6]. Лазаревскому вторил репортер «Петербургского листка». Он писал: «Художник Н.К. Рерих, известный знаток русской художественной археологии, занял своими картинами целый зал. <…> Рядом со сказочными мистическими сюжетами художник дает целую серию превосходных этюдов с натуры, в которых он передал вековой мох на холодных каменных громадах Финляндии» [2, с. 3].
После завершения VII выставки «Союза русских художников» в Москве пейзаж «Туман» был продан москвичке О.А. Лопатиной, о чем свидетельствуют надпись на обороте картины и списки произведений Рериха [12, с. 215; 18, с. 118; 24, p. 29]. После Октябрьской революции 1917 года через Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Народного комиссариата просвещения картина поступила на постоянное хранение в собрание Государственной Третьяковской галереи с названием «Туман в лесу», где она находилась вплоть до 1930 года, и уже оттуда была передана в художественное собрание Владивостокского государственного музея, в 1938 году преобразованного в Приморский краеведческий музей имени В.К. Арсеньева, а в 1966 году — в Приморскую государственную краевую картинную галерею. С тех пор пастель с авторским названием «Туман» наряду с этюдом «Дорожка» представляет в художественном музее Владивостока живопись Николая Рериха, уже заявившего о себе к концу 1900-х годов на российской и европейской художественной сцене.
Стоит отметить, что во всех прижизненных перечнях произведений Рериха 1907 годом датируется серия «Финляндские этюды». Как известно, понятие «серия» в изобразительном искусстве означает несколько произведений, объединенных общим посылом, идеей, темой, образами, стилем, форматом и так далее. В данном случае серия «Финляндские этюды» объединяет свыше двадцати натурных пейзажей пастелью, написанных Рерихом во время его пребывания в разных местах Финляндии. Большинство пейзажей имеет квадратный формат, одна сторона которого равняется примерно сорока пяти (плюс-минус двум) сантиметрам. Согласно этим параметрам, а также тематически, стилистически и образно-художественно пастель «Туман», безусловно, входит в эту серию, что подтверждают и списки произведений автора.
Как представляется, данный факт необходимо отразить в названии и музейном описании произведения, что позволит официально закрепить пейзаж «Туман» в серии «Финляндских этюдов» Н.К. Рериха и поставить его в один ряд с широко известными этюдами этой серии. В настоящее время они хранятся в разных государственных и частных собраниях. Так, например, пейзаж «Пунка-Харью. Финляндия» (1907), экспонировавшийся на VII выставке «Союза русских художников» и изначально принадлежавший г-же Лоховой из Москвы [12, c. 215], после революции 1917 года входил в Государственный музейный фонд, откуда в 1927 году поступил в Государственную Третьяковскую галерею [13, с. 46, ил. 9].
В собрании Государственного Русского музея хранится пейзаж «Седая Финляндия» (1907), первоначально принадлежавший А.Л. Липовскому [12, c. 215; 17, с. 118; 24, p. 29] — педагогу и литературоведу, преподавателю знаменитой Школы К.И. Мая в Петербурге, в которой учился Н.К. Рерих. В Русский музей произведение поступило в 1971 году из Дзержинского райфинотдела, а ранее оно входило в ленинградскую коллекцию Б.А. Бланкштейна [4, с. 150, № 771].
«Пейзаж с придорожным камнем» (1907) автор подарил известному петербургскому коллекционеру, сенатору, члену Общества поощрения художеств Е.Е. Рейтерну [12, с. 215; 19, с. 325; 24, p. 29]. На оборотной стороне произведения художник сделал дарственную надпись: «Глубокоуважаемому искреннему любителю искусства Евграфу Евграфовичу Рейтерну на добрую память о добром сосѣдствъ въ Финляндiи душевно преданный Н. Рерихъ 8 октября 1907 г. Спб». После смерти Рейтерна, в 1919 году пейзаж поступил в собрание Русского музея [4, с. 150, № 772].
Образно и стилистически близок этому произведению «Пейзаж с валунами», однако в Русском музее, куда он поступил в 1959 году от ленинградца И.Л. Марголина, пейзаж датирован концом 1900-х годов [4, с. 150, № 773]. Если всё же удастся определить, что произведение было создано в 1907 году, то вполне возможно, оно могло носить авторское название «Камни», под которым значатся три произведения, в 1910-е годы входившие в коллекции петербуржцев М.И. Рабиновича (Рославлева), С.С. Митусова и С.К. Маковского [12, c. 215; 17, с. 118; 24, p. 29].
В серию «Финляндских этюдов» входит также пейзаж с элементами жанра с авторским названием «Охотники» (1907), первоначально принадлежавший петербуржцу Б.Г. Власьеву [12, с. 215], а ныне — частному лицу [1, с. 70, ил. 152]. Также это произведения «Вентила» (1907), первым владельцем которого был режиссер Н.Н. Евреинов [12, c. 215], и пейзаж «Нейшлот. Олафсборг» (или «Нислот. Олафсбор») (1907), который приобрела у автора г-жа Иения-Дунья, проживавшая в Финляндии [12, c. 215; 17, с. 118]. В настоящее время оба произведения хранятся в Государственном музее искусства народов Востока, куда они поступили из Музея Рерихов Международного Центра Рерихов [16, с. 210 (ил.), 704–705; с. 211 (ил.), 705].
Другие выявленные произведения из этой серии имеют вытянутый по горизонтали формат. Известные нам работы принадлежат главным образом частным владельцам. Ряд пейзажей, упомянутых в прижизненных списках произведений художника, пока не выявлен. Списки же свидетельствуют о том, что подавляющее большинство этих «молчаливых финляндских этюдов» (выражение искусствоведа С.Р. Эрнста [17, с. 90]), уже в первой половине 1910-х годов принадлежало отечественным и зарубежным владельцам, в число которых, помимо названных, входили В.В. Голубев — выдающийся востоковед, искусствовед и археолог (этюд «Иванов огонь»), профессор В.А. Щавинский — известный коллекционер голландской и фламандской живописи, ученый-химик (пейзаж «Лавола»), барон де Бай — знаменитый французский археолог и путешественник (пастель «Священное место»), поэт Константин Льдов (пастель «Лес») и др. [12, с. 215; 19]. Современное местонахождение произведений серии «Финляндские этюды» подтверждает их высокий художественный уровень. Факт причастности к данной серии пейзажа «Туман» непременно должен быть отмечен в документах галереи и Государственного музейного фонда России.
Пастель Николая Рериха «Дорожка» поступила в собрание Приморской картинной галереи в 1930 году, но уже не из Москвы, а из Ленинграда. Согласно акту выдачи № 255 от 2 февраля 1930 года, пастель «Дорожка» на постоянное хранение во Владивостокский музей передал Государственный Русский музей в числе других тридцати четырех картин и икон, среди которых были пейзажи маслом И.И. Левитана, Н.П. Крымова и других художников [9].
В Русском музее пейзаж «Дорожка» хранился с 1920 года, когда в составе частной коллекции он поступил из освобождаемой после революции 1917 года квартиры известного петроградского журналиста и юриста Аркадия Вениаминовича Руманова [23] и его жены, пианистки Женни Штембер, или Евгении Львовны Румановой, проживавших в столице по адресу: Большая Морская улица, дом 35, квартира 11 [22, с. 28].
Дом, построенный в 1908 году в стиле северного модерна, расположен напротив здания Императорского общества поощрения художеств, в котором, как известно, размещалась Рисовальная школа этого Общества. Директором школы с 1906 по 1916 год был Николай Константинович Рерих. Художник с семьей жил в том же здании, Рерих и Руманов, таким образом, были соседями. На протяжении многих лет их связывали дружеские отношения, находившие отражение в деятельности Рериха и в художественном собирательстве Руманова [22]. Любопытный факт: фасад дома Страхового общества «Россия», в котором жил Аркадий Руманов на Большой Морской улице, украшали майоликовые композиции на тему древнерусского воинства, выполненные в 1900-е годы по эскизам Рериха [20].
Создание художественной коллекции Румановых восходит к концу 1900-х годов. Вероятно, тогда же в ее состав вошел этюд «Дорожка», написанный в имении Островки князя А.А. Ширинского-Шихматова — археолога, коллекционера и общественного деятеля, где поблизости, в селе Березки Н.К. Рерих с семьей проводил лето 1908 года [12, с. 216]. «Имение Островки располагалось в двух верстах от станции Заречье-Академическая Николаевской железной дороги в Подольской волости Вышневолоцкого уезда Тверской губернии» [7, с. 281]. В начале XX века Островки посещали многие известные деятели науки, культуры, духовенства. Сохранилась фотография березового парка в Островках с двумя дорожками. Левая, с лежащими на ней тенями от густо посаженных берез, напоминает написанную пастелью «Дорожку» Н.К. Рериха.
В 1910-е годы это произведение являлось уже частью большой коллекции Румановых, в которую входили произведения русских и зарубежных художников. В их числе были такие шедевры, как неоконченная картина «Гамлет и Офелия» М.А. Врубеля (1884), «Портрет Анны Ахматовой» работы Н.И. Альтмана (1915) и другие картины, рисунки, скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства [22].
Установлено, что собирать коллекцию Руманову помогал Рерих [18, с. 239]. Неслучайно в ее состав в 1910-е годы входили двадцать две работы этого художника [18, с. 237–249; 19, с. 327]. Среди них произведения из фондов современного Русского музея: «Воскресенский монастырь в Угличе» (1904), «Илья Пророк» (1907), «Городок» (1907), эскизы декораций и костюмов к драме «Пер Гюнт» (1911–1912), поставленной в Московском Художественном театре (1912), эскизы к опере (1908) и драме (1912) «Снегурочка», к балету «Весна священная» (1912), поставленному антрепризой «Русский балет С.П. Дягилева» в Париже (1913), а также картины «Вестник» (1914), «Холмы» (1915), графические листы «Бой» (1912), «Валуны. Могила великана» (1915) и др. [18; 22].Ранний этюд Н.К. Рериха «Идол» (1901) ныне хранится в Краснодарском краевом художественном музее имени Ф.А. Коваленко, картина «Мехески — лунный народ» — в Государственном музее искусств Республики Татарстан, пятнадцать произведений русских и западноевропейских художников — в современном собрании Омского музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля и т. д. [18; 22]. Всё собрание, за исключением коллекции старинных монет, размещалось в квартире Румановых, служившей с 1907 по 1912 год одновременно офисом петербургского отделения газеты И.Д. Сытина «Русское слово». Руманов был заведующим этого отделения. Интерьер квартиры знаменитого журналиста в шутливой форме описал поэт Владимир Пяст: «В гостиной — потолок покатый; / На стенах — живопись модерн: / И Врубель, Демоном проклятый, / И Сомов, тайновидец скверн. / Под сенью их на миньятюрных / Игрушках-креслицах сидят: / То ряд имен литературных, / То — коммивояжеров ряд. / Часами, черным никотином / Старательно — и это труд — / Кладя осадок по картинам, / минутного приема ждут» [22, с. 28].
Таким образом, среди произведений коллекции Румановых камерный этюд «Дорожка» смотрелся вполне органично. Хотелось бы, чтобы и в собрании Приморской картинной галереи этот пастельный этюд сохранял шлейф румановской коллекции.
Библиографические ссылки
- Выставка «Художники “Мира искусства”. Исторические прогулки. К 120-летию основания объединения «Мир искусства»: Каталог / автор идеи и координатор проекта И. Полторак. Санкт-Петербург: [б. и.], 2019. 154 c.
- Дубль-вэ. Три выставки картин // Петербургский листок. 1909. 4/17 января. № 3.
- Ежегодник Общества архитекторов-художников. Выпуск второй. Санкт-Петербург: Типография Т-ва А.Ф. Маркс, 1907. 160 с.
- Живопись первой половины ХХ века (Н–Р). Том 12 / научный редактор тома В.А. Леняшин. Санкт-Петербург: Palace Editions, 2014. 288 с. (Альманах; вып. 404 / Государственный Русский музей).
- Каталог VII выставки картин Союза русских художников. Москва: Товарищество типографии А.И. Мамонтова, 1909–1910. 28, [1] с.
- Лазаревский И. «Салон» III // Слово. 15/28 января 1909 года. № 679.
- Мельников В.Л. О частных усадебных музеях в России во второй половине ХIХ – начале ХХ века. Музеи в селах Рютино и Бологое и в имении Островки // Собирательство как феномен культуры: материалы XII Боголюбовских чтений. Саратов: СГХМ имени А.Н. Радищева, 2011. С. 279–288.
- Николай Рерих, 1874–1947 / сост.: Г. Кречина, Ю. Солонович. Санкт-Петербург: Palace Editions, 2014. 228 с. (Альманах; вып. 406 / Государственный Русский музей).
- Отдел учета ГРМ (Государственного Русского музея). Акт передачи № 255 от 2 февраля 1930 г.
- Почтовая карточка. Петроград: Тип. И.В. Леонтьева, [1915]. 1 л.
- Приморская государственная картинная галерея. Владивосток: каталог / составители: О. Батиевская, А. Даценко. Москва: Белый город, 2006. 64 с. ил.
- Рерих Н.К. Десять сказок и притч Н.К. Рериха / текст Ю.К. Балтрушайтиса, А.Н. Бенуа, А.И. Гидони, А.М. Ремизова, С.П. Яремича; художественная редакция В.Н. Левитского. Петроград: Свободное искусство, [1916]. 232 с.; с ил. в тексте и 30 ил. на отдельных листах.
- [Рерих] Н. Рерих из собрания Государственной Третьяковской галереи / автор-составитель А.М. Лукашов. Москва: Изобразительное искусство, 1989. 48 с.
- Салон 1908–1909: Каталог [выставки живописи, графики, скульптуры и архитектуры, устроенной в 1909 году в помещении музея и в «Меншиковских комнатах» Первого кадетского корпуса]. [Санкт-Петербург]: Типография «Якорь» 1909. 113 с.
- Соколовский В.В. Художественное наследие Николая Константиновича Рериха: (Перечень произведений с 1885 по 1947 год) // Н.К. Рерих. Жизнь и творчество: Сб. ст. / НИИТИИИ.; главный редактор М.Т. Кузьмина. Москва: Изобразительное искусство, 1978. С. 259–304.
- Центр-Музей имени Н.К. Рериха. Каталог. Живопись и рисунок. Николай Рерих. Святослав Рерих. Юрий Рерих. Елена Рерих / под общей редакцией Л.В. Шапошниковой. В 2 томах. Том 2. Москва: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2010. 868 с.
- Эрнст С. Н.К. Рерих. Петроград: Изд. Общины св. Евгении, 1918 (серия «Русские художники»). 126 с., [10] с., 7 л. цветных ил., 34 л. ил.
- Яковлева Е.П. Н.К. Рерих и А.В. Руманов: художник и коллекционер // Федор Степанович Рокотов: актуальные проблемы творчества; от Павла Третьякова до Леонида Талочкина: коллекционеры-дарители ХХ века: материалы научных конференций. Москва: Государственная Третьяковская галерея, 2017. С. 235–249.
- Яковлева Е.П. О дореволюционных владельцах произведений Н.К. Рериха // Рериховское наследие. Труды конференции. Т. 1. Санкт-Петербург: Издательство СПбГУ, 2002. С. 322–328.
- Яковлева Е.П. О майоликовых панно на доме страхового общества «Россия» (Санкт-Петербург, Большая Морская улица, 35) // Н.К. Рерих и его современники. Коллекции и коллекционеры: Материалы научно-практической конференции: 2009. Вып. 8: Сборник статей. Одесса: Астропринт, 2010. С. 63–72.
- Яковлева Е.П. Театрально-декорационное искусство Н.К. Рериха. Самара: Издательство «Агни», 1996. 272 с.
- Яковлева Е.П. Художественное собрание А.В. Руманова // Коллекционеры. Санкт-Петербург – Петроград – Ленинград – Санкт-Петербург. 1905 – 2015 / составители В.П. Березовский, Ю.М. Гоголицын. В 2 томах Том 2. Статьи, воспоминания, фотодокументы. Санкт-Петербург: KGallery, НП-Принт, 2019. С. 25–38.
- Яковлева Е.П., Чернобаева А.Ю. Руманов А.В. // Русские писатели 1800–1917: Биографический словарь. Т. 5 / под ред. П.А. Николаева. Москва: Большая Российская энциклопедия, 2007. С. 386–389.
- Yaremenko A.V., B.S., M.B.A. Nicholai Konstantinovich Roerich: His Life and Creations During the Past Forty Years, 1889–1929. New York: Central Book Trading Company, 1931. 47 р., 122 pl.
Источник: Яковлева Е. П. О произведениях Н.К. Рериха в Приморской государственной картинной галерее // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2021. № 4 (23). С. 58-71. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.04.005.
Похожие сообщения:
Вторник, 5 сентября, 2023Теги: Е.П. Яковлева, картины Николая Рериха, коллекция Румановых, Николай Рерих, Приморская картинная галерея, Финляндия, Финляндские этюды