Научно-популярный сайт об искусстве и творчестве с позиций идей Живой Этики

Рерихи и Гора М. » Живая этика и искусство



Священная гора Гепанг, расположенная в Лахуле — округе в индийском штате Химачал-Прадеш, имеет двуглавую вершину в виде буквы «М». Рерихи называли её «горой М» и говорили, что своими очертаниями она напоминает алтайскую Белуху. По легендам, Гепанг является обителью покровителя долины Лахул.

Н.К. Рерих. Гора М. # 64 (60). [Гора "М"]. 1931 Холст, темпера. 74.3 x 107.4 см. Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк

Н.К. Рерих. Гора М. # 64 (60). [Гора «М»]. 1931 Холст, темпера. 74.3 x 107.4 см. Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк

«Лахульское название этой вершины — Гошал — геологическое чудо. С геологической точки зрения гора необычна. Её склоны изобилуют острыми гребнями, складками, внутренними проходами и туннелями. Вершина неоднократно изображалась Н.К. Рерихом и С.Н. Рерихом под названием «Гепанг». Гора овеяна множеством легенд и преданий».
Иллюстрированный каталог «Художественные произведения Николая и Святослава Рерихов в музеях и собраниях Индии».


«Талмуд говорит, что голубь принёс первую масличную ветвь Ною с горы Мория. И гора Мория, и гора Меру — в Азии. Здесь начало всего. Здесь начало всех путников, всех искателей. Здесь воздвигнуто первое изображение Благословенного Майтрейи — Мессии — Мунтазара.
Трижды мощное М!
Здесь, поверх всех споров, учения подняли масличную ветвь нового Мира. Здесь заповедана Мировая Община».
Н.К. Рерих. «Алтай-Гималаи».

Н.К. Рерих. Гора М. # 5. 1932. Холст, темпера. 45 x 45 см. Bharat Kala Bhavan. Индия.(Индийский дом искусств в Бенаресском индуистском университете, в Варанаси)

Н.К. Рерих. Гора М. # 5. 1932. Холст, темпера. 45 x 45 см. Bharat Kala Bhavan. Индия.(Индийский дом искусств в Бенаресском индуистском университете, в Варанаси). No. 4963. Варианты названий: «Гора «М». Лахул», «Гора «М» (Гималаи)». Экспонируется под названием «A View of the Himalayas». Название с номером # 5 соответствуют 1932 году.  В музей попала с надписью в списке «5-1931. Гора М.», однако в годовом списке 1931 года номер 5 называется «Гималаи».

 


«Двуглавая вершина «Горы М» хорошо видна как из наггарского имения Рерихов в долине Кулу, так и из Кейлонга в Лахуле, где находилась летняя база института «Урусвати». «Выше на севере красовалась двуглавая вершина, вечно покрытая снегом. Она напоминала букву «М», как и окрестила её за отсутствием местного названия Елена Ивановна», — писал секретарь Рериха В.А. Шибаев».
Беликов П.Ф. «Непрерывное восхождение», т. 1.

 

Н.К. Рерих. Гепан # 14 (Гепанг) [Гелан]. 1943. Картон, темпера. 30,5 х 45,8 см. Национальная галерея иностранного искусства. Болгария. София. Примечание Инв. № II 2г 1108. Музейное название - Гелан (видимо, не разобрали почерк). Изображена гора Гепанг (Гора "М"), вид из Наггара.

Н.К. Рерих. Гепан # 14 (Гепанг) [Гелан]. 1943. Картон, темпера. 30,5 х 45,8 см. Национальная галерея иностранного искусства. Болгария. София. Примечание Инв. № II 2г 1108. Музейное название — Гелан (видимо, не разобрали почерк). Изображена гора Гепанг (Гора «М»), вид из Наггара.

«Гималаи! Вот перед нами на север Две вершины Гепанга в 23 000 футов, так схожие в очертаниях с Белухою. Каждый день – новое освещение, новые небеса. Суровый перевал Ротанг – нынче под ним в Рале семьдесят локтей снега. Все неисчерпаемо новое и чудное. Неповторимы очертания Камня. Самоцвет!»

(Н.К. Рерих. Гималаи)

«Кто бы ни созерцал Гималаи, вспоминает значение горы Меру. Благословенный Будда путешествовал в Гималаях в поисках Света. Там, около легендарной святой Ступы, в присутствии всех Богов, Благословенный получил своё Озарение. Воистину, всё, что связано с Гималаями, несёт великий символ горы Меру, стоящей в Центре Мира».
Н.К. Рерих. «Шамбала сияющая»

 

Н.К. Рерих. Закат. # 31. 1931 Холст на картоне, темпера. 27 x 41 см. Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк

Н.К. Рерих. Закат. # 31. 1931 Холст на картоне, темпера. 27 x 41 см. Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк


«У нас тоже горы разукрасились свежими снегами – сверкают. Вот перед окном гора в восемнадцать тысяч футов, а ее за особую высоту не считают, но Монблан в пятнадцать тысяч почтен как владыка – все относительно. С северной стороны у нас вершины в двадцать две тысячи. Ну, этот Гепанг уже признается высотою. Обо всем можно будет рассказать».

(Н.К. Рерих. Грабарь)

 

Три меча. Рисунки на камне. Лахул. # 88. 1936. Картон, темпера. 30.6 x 45.7 см. Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк

Три меча. Рисунки на камне. Лахул. # 88. 1936. Картон, темпера. 30.6 x 45.7 см. Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк

«Картина “Три меча” пусть изображает древний рисунок на камне вблизи Кейланга, главного города Лахула. Лахул в испорченном произношении означает Южный Тибет. На заднем плане видны знаменитые горы этих областей Гималаев, называемые горы “М”. Это место расположено на древнем пути из Индии в Кайлас и Тибет и известно как обитель многих Риши, из которых Вияса был составителем Махабхараты, Риши Васишта, который открывал целительные источники, и Капила, который, согласно преданиям, обладал так называемым “оком смерти”, “смертным глазом”. Из тибетских духовных водителей в этой местности жили Миларепа, Падма Самбхава и Гутанг-па. Место, где находится камень, высотой около одиннадцати тысяч футов. Местные изображения на скалах и камнях достойны изучения. Повсюду рассеяны изображения крестов несторианского и манихейского происхождения.

(Н.К. Рерих. Химават. Меч Гессер-Хана)

Н.К. Рерих. Виаса Кунд. # 69 [Виасакунд] 1932. Холст, темпера. 46.5 x 79 см. Инв. № A. c. 1692/S. No. 62. Экспонируется под названием Mountains and Rocks (Горы и скалы).Аллахабадский муниципальный музей. Индия


Н.К. Рерих. Виаса Кунд. # 69 [Виасакунд] 1932. Холст, темпера. 46.5 x 79 см. Инв. № A. c. 1692/S. No. 62. Экспонируется под названием Mountains and Rocks (Горы и скалы).Аллахабадский муниципальный музей. Индия

 

Ниже приведено фото  этих областей Гималаев, называемые горы «М», с этого же ракурса.


«От Памира до Лхасы, от Куньлуня до Брахмапутры услышишь легенды о Гималаях. К северу от перевала Ротанг есть область, ведущая в Тибет и Центральную Азию, известная как плато Мертвых. Совсем недавно рядом с ней была проложена тропа, а к перевалу ведут огромные каменные ступени. Поблизости находится Вьясакунд, где, как рассказывают, Риши Вьяса сочинил «Махабхарату». Некоторые утверждают, что эта богатырская лестница была сооружена Гесэр-ханом, другие — Ригден-Джапо, Правителем Шамбалы, после его победы над врагами Священной Земли. На юг от нас — развалины дворца Пандавов. На запад, на горе еще видны какие-то развалины и при них тщательно выложенный водоем».

(Н.К.Рерих. Обитель Света. Священная Земля)


«Путь в Трилокнатх рождает и еще одно яркое воспоминание. К древней святыне, к месту паломничества и молитвы тянутся вереницы садху и лам. От разных путей сошлись они здесь. Кто с трезубцем, кто с тростью бамбука, а кто и вовсе безо всего, и без одежды, совершает духовное хождение. Снега перевала Ротанга им нипочем.

Идут богомольцы, знают, что здесь жили Риши и Пандавы. Здесь Беас или Виас, здесь Виаса Кунд — место исполнения желаний. Здесь Риши Виаса собирал «Махабхарату».

Не в предании, но в яви жили Риши. Их присутствие оживляет скалы, увенчанные ледниками, и изумрудные пастбища яков, и пещеры, и потоки гремящие. Отсюда посылались духовные зовы, о которых через все века помнит человечество. В школах заучивают их, на всякие языки переводят, и кристалл накоплений их наслоился на скалах Гималайских.

«Где же найти слова о Творце, если вижу несравненную красоту Гималаев?» — так поет индус. По путям Гуру, по высотам Риши, по перевалам путников духа наслоилось то, что не смоют ливни и не испепелят молнии. Идущий к добру благословен на всех путях».

(Н.К.Рерих. Обитель Света. Священные ашрамы)


У каждого из художников, отца и сына, свой стиль и своя уникальная техника исполнения. Они покупали пигменты иногда в Лондоне, но чаще в Париже, и на их основе делали собственные краски, используя минералы и травы, собранные в Гималаях. Как отмечают искусствоведы и знатоки живописи, именно благодаря этому в картинах Рерихов — свой особый свет и неповторимое дыхание гор.

Поиск нужных красок и разработку собственных рецептур Николай Рерих вел всю свою творческую жизнь. Получив навык работы маслом в Академии художеств, он затем перешел на готовые темперные краски в тюбиках и, видимо, не удовлетворившись их качеством и свойствами, стал экспериментировать с созданием красок на основе пигментов. Младший сын, Святослав, получил по наследству художественный дар отца и подключился к этому процессу.

Еще при жизни Николая Рериха ходила легенда о том, что художник добавлял в краски порошок из драгоценных камней, чтобы добиться такого эффекта светонасыщенности. Когда его однажды спросили, почему он перестал писать маслом, Рерих ответил: «Все в мире меняется; масло чернеет, темпера выцветает, но я предпочитаю, чтобы мои картины стали снами, нежели превратились в сапоги».


«Святослав написал чудесный вид Гепанга. Писал его через телескоп. Получилось изумительное стереоскопическое впечатление. Какой он огромный талант!» (Е.И. Рерих).

 

С.Н. Рерих. Гепанг (Гепан). 1934. Холст, темпера. 61 х 91 см. Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва.
С.Н. Рерих. Гепанг (Гепан). 1934. Холст, темпера. 61 х 91 см. Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва.


«Это Западные Гималаи, где мы живем. Гора, которая называется Гепан. Она замыкает долину. Там, конечно, другие световые эффекты, так как там суше, ярче. Это маленький этюдик», — писал о своем произведении автор.

А вот фотография горы М. примерно с этого же ракурса.

 

С.Н. Рерих. Гора «М» - Гепанг. Холст, темпера. 69 x 94 см. Художественная галерея Николая и Святослава Рерихов. Наггар. Индия
С.Н. Рерих. Гора «М» — Гепанг. Холст, темпера. 69 x 94 см. Художественная галерея Николая и Святослава Рерихов. Наггар. Индия

 С.Н. Рерих. Горы Кулу. Вершина Гепанг. 1929. Бумага, графитный карандаш, мел. 30.5 x 24.2 см. Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха. Россия. Москва


С.Н. Рерих. Горы Кулу. Вершина Гепанг. 1929. Бумага, графитный карандаш, мел. 30.5 x 24.2 см. Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха. Россия. Москва

 

С.Н. Рерих. Две вершины. Гепанг. Two Рeaks. Gepang 1934. Холст, темпера. 61.0 x 92.0 см. Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха. Россия. Москва
С.Н. Рерих. Две вершины. Гепанг. 1934. Холст, темпера. 61.0 x 92.0 см. Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха. Россия. Москва


В 2004 году в России издательским центром «Марка» Министерства связи и массовых коммуникаций России была выпущена марка в честь 100-летия со дня рождения С.Н. Рериха.
На марке был изображен автопортрет Святослава Рериха  на фоне его картины «Две вершины. Гепанг» (1934 г.).

марка в честь 100-летия со дня рождения С.Н. Рериха

 

«Великие Риши устремлялись в своих священных поисках к Гималаям. Могущественные Учения и Доктрины зародились под их вознесёнными пиками. Разве не примечательно, что во всём мире Великие Учителя любой расы и веры всегда шли к вершинам, чтобы найти здесь глубочайшие откровения? Способствуют ли большей ясности мысли высота, вечные снега, разрежённая атмосфера или же дело в возвышении над суетой жизни?
Чистые мысли рождаются в чистых местах, не загрязнённых низкими эгоистическими желаниями…» (С.Н. Рерих)


Вершина: Gepang Goh
Высота: 5870
Широта (WGS84): 32° 29′ 9.856″N
Долгота (WGS84): 77° 12′ 10.318″E


http://wikimapia.org/11234601/Gepang-Goh-5870

Похожие сообщения:

Четверг, 3 августа, 2023

Теги: ,

Вы можете оставить комментарий.

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.