Научно-популярный сайт об искусстве и творчестве с позиций идей Живой Этики

Пурэвсухийн Байгалмаа. «Ригден-Джапо — Владыка Шамбалы» — творение известного русского художника, ученого, исследователя Центральной Азии Н.К. Рериха » Живая этика и искусство



Пурэвсухийн Байгалмаа. «Ригден-Джапо — Владыка Шамбалы» — творение известного русского художника, ученого, исследователя Центральной Азии Н.К. Рериха

Аннотация

Статья посвящена исследованию картины «Ригден-Джапо — Владыка Шамбалы» (1927) из собрания Музея изобразительных искусств имени Г. Дзанабадзара в Улан-Баторе. Автор дает анализ исторических предпосылок создания произведения Н.К. Рерихом, известным исследователем Центральной Азии, русским художником и ученым, представляет идею Шамбалы и замысел картины, подробности преподнесения картины в дар правительству Монголии того времени. Также приведены результаты спектрального и химического анализа, что подтвердило подлинность картины и одновременно внесло вклад в создание базы данных об использовании красок художником. Идея картины носит символический характер и воплощает мечты и чаяния народов Монголии и всего буддийского мира о приходе новой эпохи Справедливости, Братства и Счастья народов.

Введение

В 1921 году в Монголии победила Народная революция, что радикально изменило социально-экономическое развитие и заложило новые направления в культуре, в том числе в изобразительном искусстве. Творческая интеллигенция и художники были призваны выполнить ведущую роль в деле просвещения общества. Именно в это время, в 1926 году, в ходе своей знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции (1925–1927) известный исследователь Центральной Азии, русский художник и ученый Н.К. Рерих впервые посетил Монголию. В период своего пребывания в нашей стране с середины сентября 1926 года по 12 апреля 1927 года он создал монументальное полотно «Ригден-Джапо — Владыка Шамбалы» (сам художник называл его «Великий Всадник») (Согласно каталогу живописи и графики Н.К. Рериха, составленному В.Н. Бендюриным, картина носит несколько наименований и сопроводительных подписей: «Грядущее (Великий всадник). 1927. Х., м. 164 х 124. Улан-Батор (Улаанбаатар), Гос. музей изобразительных искусств им. Дзанабадзара. (32, 75). / Великий Красный Богатырь (Ригден-Джапо — Владыка Шамбалы). 164 х 125. На обороте надпись по-тибетски: “Грозный царь Рэгдэндагва Владыка Шамбалы”. (“Рериховское наследие”, т. 3, ч. 1). / Ригден-Джапо — Владыка Шамбалы. (“Сердце Азии”). По последним данным “минеральные пигменты”, то есть темпера» [5]. ). 11 марта 1927 года Н.К. Рерих представил и в торжественной обстановке подарил свою картину правительству Монгольской Народной Республики. Произведение было с благодарностью принято премьер-министром Цэрэндоржем, а сейчас оно занимает почетное место в экспозиции зала монгольского рисунка Музея изобразительных искусств имени Г. Дзанабадзара.

Н.К. Рерих. Ригден-Джапо — Владыка Шамбалы (Великий Всадник). 1927. Музей изобразительных искусств имени Г. Дзанабадзара, Улан-Батор, Монголия

 

Н.К. Рерих. Ригден-Джапо — Владыка Шамбалы (Великий Всадник). Фрагмент. 1927. Музей изобразительных искусств имени Г. Дзанабадзара, Улан-Батор, Монголия

В дарственном письме Н.К. Рерих пишет: «…Монгольский народ строит свое светлое будущее под знаменем Нового Века. Великий Всадник освобождения несется над просторами Монголии. И Великий Хурулдан в деятельном совещании слагает решения новой народной жизни. И громовно звучит зов Красного прекрасного Владычного Всадника. Во время расцвета Азии считалось лучшим подарком произведение искусства или книга. Пришли опять лучшие времена Азии. Прошу Правительство Монгольской Народной Республики принять от меня картину “Великий Всадник”» [1].

В книге «Сердце Азии» Николай Константинович отмечал: «Когда я подарил Монгольскому правительству мою картину “Ригден-Джапо — Владыка Шамбалы”, она была принята с совершенно особыми чувствованиями. Член правительства сообщил мне, что монголы имеют намерение построить особый памятный храм, где эта картина займет центральное место» [4]. Ученый Б. Содов вспоминает: «Я хорошо помню тот день, когда привезли скопированные наскальные рисунки с памятника в Налайхе и из монастыря Манзушир. По случаю третьей годовщины провозглашения Монгольской Народной Республики была написана картина “Рэгдэндагва” и подарена нашему правительству, премьер-министр Б. Цэрэндорж повесил ее в своем кабинете. На картине, написанной в чисто монгольских традициях, был изображен герой на огненном коне, летящий над величественными горами, долинами и городами Монголии, возвещая новую эру. Когда я спросил Н.К. Рериха, кто этот герой, он ответил, что это Сухэ-Батор» [6, с. 156].

Обсуждение

Картина «Ригден-Джапо — Владыка Шамбалы» является одним из ключевых произведений в наследии Н.К. Рериха, и поэтому ее изучение позволяет полнее представить творчество художника в целом, а особенно в Монголии. Долгое время судьба картины была неизвестна. И даже во время пребывания в Улан-Баторе в 1958 году сына художника, Ю.Н. Рериха на его вопрос об этой картине не было дано ответа. Как пишет в своих очерках И.И. Ломакина, «…представьте, как мне повезло, когда я, работая в запасниках Художественного музея… вытащила стоявшие в плотной шеренге работ художников МНР “Великого Всадника”. С лупой разглядывала его сантиметр за сантиметром, нашла автограф Н.К. Рериха! И наконец, на конце колчана в черном ромбике значилась дата: “1927. РХ” (то есть от Рождества Христова)» [2, c. 159а].

Это было важное событие в судьбе картины. Оно, с одной стороны, способствовало поступлению ее в собрание авторитетного государственного художественного музея имени Г. Дзанабадзара, а с другой стороны, дало повод к проведению подробных исследований данной работы, результатами которых мы стремимся поделиться в настоящей статье. До последнего времени данное произведение лишь упоминалось и воспроизводилось в альбомах и обзорных статьях. Таким образом, целью статьи является многоаспектное изучение картины Н.К. Рериха. Что требует разработки комплексного метода исследования, соединяющего метод исторической реконструкции и восстановление процесса создания полотна с методами, используемыми в современных точных науках, в частности при проведении реставрационных работ.

Замысел картины возник у Н.К. Рериха тогда, когда он впервые услышал о легендарной стране всеобщего счастья — Шамбале во время художественного оформления знаменитого буддийского храма в Санкт-Петербурге. Позже он приложил немало усилий по изучению обширного эпического наследия об этой стране во время своих научных путешествий по Тибету, Монголии, Лакаду и Сиккиму. В универсальном характере чаяний и верований людей разных стран Николай Константинович видел общность мировой цивилизации и потенциальную возможность сближения и единения народов мира, а также определяющее значение культуры в судьбах современного человечества.

Было очевидно, что картина Н.К. Рериха «Ригден-Джапо — Владыка Шамбалы» создавалась под сильным влиянием известной легенды, популярной как среди народов буддийских стран, которые он посетил, а так и в Монголии. В народном сознании освобождение Монголии и начало преобразований соединилось с этим образом Страны всеобщего счастья. Как свидетельствуют современники художника, он обнаружил, что вера в наступление новой эры Шамбалы была тогда необычайно сильна в Монголии. На улицах монгольской столицы он встречал отряды кавалеристов, которые пели песню о Шамбале, сочиненную бойцами Сухэ-Батора. Песня называлась «Жан Шамбалын дайн» («Воины Северной Шамбалы»), слово «жан» в переводе с тибетского языка означает «север, северная сторона». В этой песне есть такой куплет:

Воины Северной Шамбалы!
Умрем в войне этой,
Чтоб переродиться вновь
Как рыцари Владыки Шамбалы [7].

Песня родилась во время Народной революции 1921 года и посвящена флагу революционных войск. Из содержания этой песни видно, что Монгольская народная революция в начальный период ее развертывания действительно носила общенациональный характер, в ней участвовали представители всех слоев общества, в том числе дворяне, монахи и народ. Как очень проницательно заметил и отобразил в своей работе Николай Рерих, в словах песни выражается твердая вера в начало новой эры Шамбалы, вдохновлявшая верующих монголов в борьбе за национальную свободу.

Картина поступила в музей 10 марта 1978 года по протоколу № 2 ведомства по управлению музеями Министерства культуры. До того, как попасть в Музей изобразительных искусств, она находилась в хранилище коллекции старых картин, в запаснике Государственного Центрального музея без всякого учета и регистрации. В таких случаях нередко возникают спорные вопросы об авторстве произведения искусства, известны случаи подмены произведения искусства на копию. Чтобы решить эту проблему, вышел приказ директора Музея изобразительных искусств им. Г. Дзанабадзара № 51/А от 8 октября 2018 года о проведении поверхностного спектроскопического и химического анализов картины Н.К. Рериха с использованием ультрафиолетового излучения. Данный анализ провели научный сотрудник Института сохранения культурного наследия (Нара, Япония) Сонвук Рю (Sungwook Ryu) и М. Оюунтулга, практикант-исследователь кафедры охраны и защиты культурного наследия Университета Нары, которые на основе образцов красок, взятых с картины, установили состав красок и дату ее написания.

Подпись Н.К. Рериха на картине «Ригден-Джапо — Владыка Шамбалы». 1927. Музей изобразительных искусств имени Г. Дзанабадзара, Улан-Батор, Монголия

Результаты анализа образцов красок, взятых с картины Н.К. Рериха

Образцы красок были взяты с обратной стороны деревянной рамы картины, хранящейся в Музее изобразительных искусств, маленькой палочкой с кусочком ваты на конце. Данная краска была минеральной с содержанием хрома. Впервые эта краска появилась в Европе в 1700-х годах. В то время в Азии использовались свинцовые красители. Свинец вдыхали, он был очень токсичным для легких, не был экологически чистым, поэтому его перестали применять. Вместо него стали пользоваться темперой. Краска с рамы картины оказалась темперной, которая использовалась в Европе в XIX и XX веках.

 

Проведенные исследования на уровне микроскопии позволили получить следующие результаты, которые мы для наглядности представляем ниже в иллюстрациях.

Образцы красок для анализа. Музей изобразительных искусств имени Г. Дзанабадзара, Улан-Батор, Монголия

 

Поскольку красный цвет является доминантным в картине, были выбраны для более глубокого анализа две точки красного цвета, что позволило с высокой точностью определить химический состав примененных красок.

Анализ краски красного цвета

Затем по той же методике были проанализированы пигменты синего и зеленого цвета, которые играют в композиции картины важнейшую роль.

Анализ краски синего цвета

 

Анализ краски зеленого цвета

Результаты инфракрасной спектроскопии с преобразованием Фурье (FTIR-анализа). Итоги № 2

Холст. Плотность: 8 долевых, 8 нитей утка. Видны зазоры между нитками. Диаметр волокна: основа 0,8 ~ 1,5 мм, уток 0,8 ~ 1 мм. Скручивание нити: основа и уток скручены в направлении навстречу. Материал: хлопок.

Цвет. Синий: Al (алюминий), Si (кремний), Y (иттрий), S (сера), K (калий), Ca (кальций), Ti (титан), Fe (железо), Zn (цинк), As (мышьяк), Kr (криптон) обнаружены методом рентгеноструктурного анализа. Зеленый: Si (кремний), Pb (свинец), Ca (свинец), Ba (барий), Fe (железо), Zn (цинк) обнаружены методом рентгеноструктурного анализа. Красный: Si (кремний), S (сера), Cl (хлор), K (калий), Ca (кальций), Ba (барий), Fe (железо) обнаружены методом рентгеноструктурного анализа.

Состояние. Состояние хорошее, деградация не подтверждена.

Проведенный химический и спектральный анализ картины Н.К. Рериха «Великий Всадник» подтвердил время создания картины и снял все возникающие сомнения о возможной подмене. Картина ныне занимает место в постоянной экспозиции Музея изобразительных искусств имени Г. Дзанабадзара. Она привлекает внимание посетителей, ее внимательно рассматривают, живо и с большим пониманием обсуждают не только зрители, но и специалисты. Картина важна не только своей историей и замечательными художественными достоинствами, но и в качестве примера глубокого проникновения в культуру, в духовные чаяния монгольского народа замечательным русским художником Н.К. Рерихом. Он очень любил Монголию, обращался к ней в своих картинах и литературных произведениях. Приведем в заключение его слова, которые это наилучшим образом подтверждают: «Как бы ни перерождался народ, всё-таки его основы неизбываемы. То же самое мы можем наблюдать и на многих других народах. Изменяются условия, приходит счастье или несчастье, но душа народа остается. Последите народную душу по старым песням, по сказаниям и притчам. В этих нерушимых народных памятках вы увидите лучшие характеристики. Если вы припомните законы монгольских ханов, если вспомните героический эпос этого народа, то во всём отразится натура твердая, мужественная, нередко аскетическая, терпеливо переживающая случайности времен. Если вы видите эти заветы прошлого, которые не погибли в потоках современных ощущений, то разве не следует помочь такому народу, желающему мирного преуспеяния» [3].

Выводы

Проведенные исследования помогли убедительно доказать подлинность одного из значимых произведений Н.К. Рериха «Ригден-Джапо — Владыка Шамбалы» («Великий Всадник»). Появление этой картины имеет не только большое художественное значение, но и символически подтверждает вклад художника в дело популяризации новых социально-экономических преобразований в Монголии после Народной революции, большое внимание правительства того времени в области просвещения монгольского народа посредством искусства. Это художественное полотно не только возродило веру людей в светлое будущее, но и изменило манеру рисования, образ мышления монгольских художников, ограниченных канонами восточной живописи.

В ходе исследований было доказано, что монументальное полотно Н.К. Рериха «Ригден-Джапо — Владыка Шамбалы» написано применявшейся в Европе в XIX–XX веках темперой. Полученные эмпирические материалы могут быть применены как в научных исследованиях творчества художника, так и при проведении реставрационных работ.

 

Библиографические ссылки
 

  1. Бира Ш. Н.К. Рерих как великий монголист-художник // Дельфис. 2002. № 1 (29). URL: http://www.delphis.ru/journal/article/nkrerikh-kak-velikii-mongolist-khudozhnik (дата обращения: 01.08.2021).
  2. Ломакина И.И. Великий Всадник // Монгольская столица, старая и новая (и участие России в ее судьбе). М.: Товарищество научных изданий КМК, 2006. С.155–159.
  3. Рерих Н.К. Монголы. 1935 г. Пекин // Рерих Н.К. Листы дневника: в 3 т. Т. 1. М.: Международный центр Рерихов, 1995.
  4. Рерих Н.К. Сердце Азии // Рерих Н.К. Цветы Мории. Пути Благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992. С. 240?241.
  5. Рериховская энциклопедия: каталог живописи и графики Н.К. Рериха / авт.-сост. В.Н. Бендюрин. Новосибирск, 2013. 364 с.
  6. Бадамням М. Аав х?? Рерих нар ба Монгол. Улаанбаатар: Бемби сан, 2008. 515 х.
  7. Roerich by his Contemporaries // Archer, March 24, 1927. P. 38–45.

 

Автор: ПУРЭВСУХИЙН БАЙГАЛМАА 

Источник: Байгалмаа П. «Ригден-Джапо — Владыка Шамбалы» — творение известного русского художника, ученого, исследователя Центральной Азии Н.К. Рериха // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2021. № 3 (22). С. 60–67. DOI: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.03.005.

Похожие сообщения:

Понедельник, 4 сентября, 2023

Теги: , , , , , ,

Вы можете оставить комментарий.

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.