Санкт-Петербург.ру представляет очередную картину Николая Рериха «Поцелуй земле» — эскиз декорации к балету Стравинского «Весна священная».
В 1911-1912 годах Николай Рерих вместе с композитором Стравинским увлеченно работал над созданием балета «Весна священная».
Основная идея и либретто принадлежали Николаю Константиновичу, он разрабатывал эскизы декораций и костюмов, а Игорь Стравинский создал один из шедевров ХХ века — музыку балета «Весна священная».
В балете воссоздаются сцены глубокой языческой древности: весеннего гадания, мужских поединков, шествия Старейшего и его ритуального поцелуя пробуждающейся земле, хороводов и игр девушек, и величание избранницы, которая становится священной весенней жертвой.
В декорациях Николай Константинович создает величавый образ северной природы. В центре композиции — мощный дуб, с едва проявляющейся зеленью на узловатых ветвях, за ним — холодная гладь озера, и только пробуждающаяся к жизни, еще холодная земля. Торжественность и гармония должны были, по замыслу художника, подчеркивать величие жертвы.
Спектакль был поставлен в 1913 году в Париже Вацлавом Нижинским. Первый показ вызвал взрыв возмущения у публики, музыка будоражила, происходивший в танцах на сцене выплеск стихийных чувств древних людей воспринимался как вызов, и лишь в конце 1920-х годов спектакль завоевал мировую славу.